От редакции: Мысли вслух

Решение отложить на год повышение ставки ЕСН (см. подробнее статью на стр. А1), о котором объявил премьер Владимир Путин в отчете перед депутатами Думы, наверняка порадует бизнес.

Повышение ставки обсуждалось примерно год в рамках проекта пенсионной реформы. В начале октября прошлого года проект был одобрен правительством – это значит, что полгода бизнес привыкал к мысли о скором росте налоговой нагрузки. Мысль неприятная сама по себе, а тем более в кризис. Возможно, кто-то уже скорректировал свои планы. Но вот премьер объявил поблажку.

Но премьер ничего не сказал по поводу предложения главы ФНС Михаила Мокрецова ввести 0,5%-ный налог на все финансовые операции при фактическом упразднении банковской тайны. Теперь бизнесу предстоит неопределенное время бояться этого нововведения. Предсказать, каково будет решение (введут или не введут), невозможно. Скажем, год назад уходящий президент Путин, уже объявив о согласии стать премьером, заявил, что ставка НДС будет снижена и унифицирована. Казалось бы, кому еще верить, как не ему? Но поверившие оказались разочарованы: ставка НДС и ныне та же (18%).

Реального сигнала о стимулировании создания рабочих мест бизнес от государства не получает. Скажем, поправки в Налоговый кодекс, призванные помочь малому и среднему бизнесу, привели в ряде случаев к значительному росту ставки ЕНВД. Критерий выручки, по которому предприятие относится к микро или малому, установлен правительством в размере соответственно 60 млн и 400 млн руб. в год, а критерий выручки, по которому разрешается использовать упрощенную систему налогообложения, значительно ниже – сейчас около 28 млн руб. На разных уровнях постоянно идет правка налогового режима, стратегия которой не ясна, если вообще существует. Можно объяснять противоречия сложной ситуацией кризиса (хотя они существовали и в спокойное время). Но и чиновники могли бы в кризис поменьше пугать бизнес громкими заявлениями и получше осознать ответственность за неверные решения.