От редакции: Учебный план

Отечественная система образования (впрочем, не она одна) напоминает корабль, застигнутый штормом во время ремонта. Прекращение замены негодных частей на новые, равно как и неаккуратность в работе, грозит гибелью корабля и экипажа. Образование остается одной из самых «защищенных» статей бюджета – государство намерено потратить на него в 2009 г. 395 млрд руб. – на 11% больше, чем в 2008 г. Больше денег получат вузы, техникумы, школы, профтехучилища и даже детские сады.

Это, однако, не означает, что средства можно тратить с прежней расточительностью – на обучение одного студента в институте из казны выделяется около 30 000 руб. в месяц. Нельзя, чтобы миллиарды рублей ежегодно уходили на производство миллионов специалистов с высшим и средним специальным образованием, профессии и компетенции которых не востребованы на рынке труда. По данным исследования «Выбор профессии: чему учились и где пригодились?», по указанным в дипломе специальностям и близким профессиям работают лишь половина выпускников вузов и 30% выпускников техникумов. По некоторым специальностям, особенно инженерным и сельскохозяйственным, этот процент еще ниже. Четверть работников с высшим образованием и более половины со средним специальным работают на должностях, не соответствующих их образовательному цензу.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что бюджетные финансовые потоки позволят сохранить и повысить зарплаты и тем самым сохранить большую часть преподавателей и учителей и получить профессионалов из других отраслей экономики, которых раньше не привлекала зарплата в сфере образования. А что же кризис? Он больнее всего ударит по двум игрокам рынка образования. Спрос на «корочки» вместо знаний и компетенций упадет, что поможет ликвидировать псевдовузы, продававшие отсрочки и дипломы. Однако экономические неурядицы отразятся и на лидерах образовательного рынка. Лучшие вузы за счет повышения интереса и спроса на качественное образование могли отбирать лучших студентов, получать солидные средства за счет платного обучения, сохранять и привлекать элиту преподавательских кадров. По оценке Кузьминова, падение доходов вызовет снижение спроса на дорогие образовательные программы на 30% и отсев 15% «платных» студентов. В этой ситуации возможен переход части абитуриентов и студентов в менее престижные вузы.

Такая экономия снизит уровень профессионализма и компетентности специалистов и, как следствие, их будущую конкурентоспособность. Университетам нужны программы, которые позволят таким учащимся закончить учебу на бюджетном отделении избранного университета или получить кредит на льготных условиях. Кроме того, не должны урезаться средства, выделяемые на закупку современных учебных лабораторий, компьютеров и другого оборудования.

Возможно, что в период кризиса не стоит сокращать прием в вузы и техникумы. Необходимо расширить границы профессий и специальностей в системе профессионального образования и стимулировать непрерывное обучение. На первый взгляд маловостребованные гуманитарные специальности позволяют студентам овладеть широким набором навыков, необходимых для той или иной работы. Ликвидация госвузов с некачественным обучением должна продолжаться – их студентов можно перевести в другие институты и университеты. Освободившиеся средства и площади могут быть потрачены на организацию центров переподготовки и дообучения работников, высвободившихся с рынка труда. Это сократит безработицу и снизит социальную напряженность.

Необходимо, кроме того, обновить учебную и техническую базу техникумов, где преимущественно учатся те, кто по разным причинам не смог поступить в вуз, но стремится к знаниям и повышению своего статуса.