Правила игры: Приход иностранцев

Самым острым вопросом экономической политики сейчас является вопрос о степени открытости экономики. Большинство ученых-экономистов говорят о том, что страны проигрывают, закрывая свои экономики для потоков капитала и трансграничных поглощений. А большинство местных предпринимателей, политиков и, самое главное, большинство населения верят в то, что протекционизм необходим, особенно во время кризиса. С предпринимателями все понятно – защита любого рынка от конкуренции повышает цены для потребителей и, соответственно, повышает прибыль тех, кто уже на рынке. На политиков и население можно повлиять, убеждая их в преимуществах свободного рынка. Это не всегда удавалось раньше: в период быстрого роста, базировавшегося, в частности, на притоке финансового капитала, российское руководство крайне прохладно относилось к трансграничным поглощениям (можно вспомнить недавние мытарства Google и Walt Disney). Может быть, кризис заставит прислушаться к научным работам, показывающим, что поглощения иностранными фирмами ведут к увеличению инвестиций в новые разработки и росту производительности.

На ежегодной конференции Высшей школы экономики Оливье Бертран, профессор факультета менеджмента Санкт-Петербургского университета, представил статью о влиянии трансграничных поглощений французских промышленных фирм на вложения этих фирм в R&D. Тот факт, что вслед за поглощением вложения в разработки увеличились, еще не говорит о причинно-следственной связи этих событий. Возможно, иностранная фирма покупает именно ту местную, которая как раз собирается вкладываться в разработки. Современная техника исследования данных позволяет Бертрану установить, что причина, а что – следствие. Приход иностранцев ведет к увеличению инвестиций в новые разработки и к увеличению в перспективе трех-четырех лет отдачи от этих разработок.

Что верно для французской промышленности, может оказаться неверным для российской. (К слову, криков о необходимости защиты местного производителя во Франции ничуть не меньше.) Однако если смотреть шире – на весь мир, закономерность подтверждается. Открытость ведет к росту производительности факторов производства. К такому выводу приходят Гирт Бекерт из бизнес-школы Колумбийского университета, Кэмпбелл Харвей из школы бизнеса Университета Дьюка и Кристиан Лундблад из Университета Северной Каролины в препринте, только что выпущенном Национальным бюро экономических исследований США. Основной задачей исследователей было различение двух каналов влияния открытости на экономический рост: через прирост инвестиций и через рост производительности факторов. Оказалось, что рост производительности факторов – более важный канал. Удастся ли ученым сделать эти выводы общедоступными – вот вопрос.