Статья опубликована в № 2336 от 14.04.2009 под заголовком: От редакции: Бизнес в опале

От редакции: Бизнес в опале

Глобальный экономический кризис вызвал падение доверия к бизнесу и волну патерналистских настроений. Коммуникационное агентство Edelman опросило продвинутых граждан с высоким заработком и образовательным цензом, интересующихся политическими и деловыми новостями, в 20 странах мира: сегодня подавляющее большинство опрошенных – 65% – считают, что государство должно активнее вмешиваться в экономику. В пользе госрегулирования убеждены 73% россиян – чуть больше, чем в Индии и Германии (69%), и меньше, чем во Франции (84%).

Кризис по-разному повлиял на доверие к бизнесу в зависимости от степени экономического развития и социальных институтов. В США доверие за год упало на 20%, в Италии – на 14%, в Испании – на 9%. Во Франции, Германии и Великобритании индекс доверия изменился мало, но остался невысоким. Наоборот, в Китае доверие к бизнесу выросло с 53% до 71%, в Бразилии – с 61% до 69%, в Швеции – с 55% до 62%. В двух первых странах это, очевидно, связано с относительно благополучным входом в кризис, а также с принятой не так давно государством идеологией благоприятствования бизнесу. В Швеции – с социальной ответственностью предпринимателей. В России доверяют бизнесу меньше, чем в других странах с переходной экономикой (42% в 2008 г. и 45% – в 2009-м). По мнению экспертов «Левада-центра», россияне восприимчивы к пропагандистским кампаниям, дискредитирующим бизнесменов и оправдывающим рост вмешательства государства в экономику. Но есть и содержательный мотив: доверие к российским компаниям в мире остается одним из самых низких: 26% в 2008 г. и 24% в 2009 г. (шведским компаниям доверяют 73%, немецким – 72%, канадским – 71%). Да и россиянам больше нравятся компании Германии (64%), Швеции (62%), Франции (57%).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать