От редакции: Заведующий всем

Представьте себе, что мажоритарный акционер предприятия, которому грозит банкротство, назначает внешнего управляющего. Директор (назначенный тоже акционером и совсем недавно) при этом то ли курит в сторонке, то ли ищет другую работу. Мнение миноритариев никого не интересует (собственно, они не всегда были миноритариями, но как и почему их доля снижена – другой вопрос). Проблема в том, что у мажоритарного акционера 83 таких предприятия, а менеджеров он назначает из числа своих приближенных. Вопрос: будет ли качество внешних управляющих выше качества директоров? Ответ: дело случая.

Аналогия довольно точно описывает ситуацию с предлагаемым введением внешнего управления в регионах, задолжавших более 10% собственных доходов (версия Минфина) или так расходующих средства, что местный бюджет становится несостоятельным (версия Минрегиона). Понятно, что федеральный центр, дотирующий большую часть субъектов, стремится жестче контролировать средства. Но решение несостоятельно.

Во-первых, потому что предлагается внешнее управление внешними управляющими, которыми с 2004 г. и так являются губернаторы, назначаемые президентом (теория заговора, согласно которой внешний управляющий был бы «от премьера», здесь вряд ли работает – это означало бы, что у премьера совсем уж не осталось рычагов влияния). Какова будет эффективность губернатора, снятого, допустим, в Мурманской области и назначенного внешним управляющим, например, в Краснодарском крае?

Во-вторых, потому что предлагается очередное перераспределение полномочий в пользу центра. Именно в эту сторону двигались властные и налоговые полномочия в предыдущие годы и именно это – одна из структурных причин того, что регионы сейчас в тяжелой ситуации. Предыдущие решения федерального правительства способствовали тому, что сейчас в региональных бюджетах огромные дыры, у региональных властей прибавилось трат и снизились поступления. Но Москва продолжает лечить язву желудка аспирином, усиливая те меры, которые уже не принесли результата.

Предложения министерств в пределе восходят к ручному управлению из единого центра, т. е. к тому, что всем опять должен руководить кто-то самый главный, компетентный, непогрешимый и всезнающий.