От редакции: Август и цезарь

Год назад, 7 мая 2008 г., Дмитрий Медведев вступил в должность президента России и в тот же день внес в Госдуму кандидатуру Владимира Путина на пост премьера. Наверное, можно говорить о том, что в нашей стране сложилась система «двух ключей», при которой важнейшие решения принимаются только при согласии обоих первых лиц.

Примеры совместного исполнения важных обязанностей двумя или более лицами – дуумвират, триумвират, тетрархия – существовали в разные периоды истории в разных странах, но памятны прежде всего по истории Древнего Рима. Свергнув тирана Тарквиния Гордого в VI веке до н. э., римляне решили, что для общественного блага будет лучше, если ключевые должности станут одновременно занимать два человека. Так они надеялись ослабить негативное влияние, как сказали бы сейчас, «человеческого фактора» на принятие решений по важнейшим государственным вопросам. На должности цензоров, квесторов (следователей), эдилов (ответственных за общественную безопасность) и преторов (судей по гражданским делам) назначались дуумвиры – сразу два человека с одинаковыми полномочиями. Каждый мог наложить вето на решение коллеги.

Но самый яркий пример коллегиального управления в республиканском Риме – это институт консулов, которых тоже избиралось сразу два и сроком на один год. Консулы были высшей военной и гражданской властью в республике. Они комплектовали легионы и руководили военными действиями во время войн, а в мирное время созывали сенат и народные собрания, председательствовали в них, вносили законопроекты, руководили выборами должностных лиц и отвечали за внутреннюю безопасность. Наконец, они выполняли роль высшей судебной инстанции. Консулы имели равные полномочия, и каждый имел право протеста против действий другого. Это вынуждало их к сотрудничеству во всех важных делах. В случае войны были возможны разные варианты – командовать армией мог один из консулов, или оба руководили легионами попеременно, сменяясь каждый день. Иногда, например в 216 г. до н. э. при Каннах, двойное командование приводило к трагическим поражениям.

Взаимоотношения консулов складывались по-разному. Помпей и Марк Красс в 60–50-е гг. до н. э. при каждом удобном случае соревновались в доблести на поле боя и числе присоединенных провинций, а Цезарь и Марк Антоний в 44 г. были едины.

Заговорщики, надеявшиеся захватить власть после гибели Цезаря, вынуждены были бежать из Рима – настолько решительно Антоний преследовал убийц. Солидарно действовали и соправители «золотого века» Римской империи: Марк Аврелий, став императором в 161 г. в порядке усыновления, призвал к трону названного брата Луция Вера. Они правили вместе до смерти Луция в 169 г.

Подчинение одного соправителя другому более характерно для периода домината в III–IV вв. Тогда император стал абсолютным монархом, Августом, сыном бога. Август назначал себе «цезаря», который руководил частью армии и значительными территориями и наследовал трон в случае смерти правителя. Правда, дуумвират тогда быстро превратился в тетрархию – в 293 г. Диоклетиан назначил по одному соправителю себе и Максимину.

Примеры соправления во Втором Риме – Византии – редки. В Третьем Риме система двух ключей не прижилась. Соправление Петра I и его старшего брата Ивана V было формальным прикрытием регентства их старшей сестры Софьи. Как только Петр достиг совершеннолетия, он немедленно перешел к единоличному правлению и отправил Софью в монастырь. Опала или почетная отставка ожидала и других регентов.

Тандем Путина и Медведева действует успешно. Успешный опыт необходимо распространять. Но нетрудно видеть, что на всех прочих ключевых должностях в России по-прежнему находится только по одному человеку. Стоит подумать о полномасштабном освоении древнеримской практики: наличие сразу двух министров транспорта, внутренних дел или, например, прокуроров повысит эффективность управления и, главное, поможет борьбе с коррупцией.