От редакции: Переоценка влияния

В интервью японским СМИ Владимир Путин снова подчеркнул, что Россия больше не будет субсидировать экономики стран СНГ, продавая им сырье по ценам ниже мировых. Он также отметил, что Россия «по сути, была инициатором суверенитета этих стран» и уважает их суверенное право на межгосударственные связи с кем угодно.

Сказал он это через два дня после пражского энергосаммита ЕС «Южный коридор – новый шелковый путь», в ходе которого Казахстан, Туркмения и Узбекистан отказались подписать декларацию о строительстве газопровода Nabucco (подробнее см. статью на стр. А3). Это не решающий документ, переговоры будут продолжены, потенциальные поставщики газа (прежде всего Туркмения) вполне могут войти в проект, но на данный момент их действия на руку России, вернее российской энергетической политике. Известно, что у Газпрома есть свой проект трубопровода – «Южный поток», который является конкурентом Nabucco как в части сбыта (Европа), так и в части источников наполнения (Средняя Азия и Иран).

Очевидно, что Казахстан, Туркмения и Узбекистан ведут торг и с Россией, и с ЕС (а также с США и Китаем). То же самое касается и других стран СНГ. Киргизии, например, были обещаны безвозмездный грант в $150 млн и государственный кредит на $2 млрд, а также помощь в строительстве Камбаратинской ГЭС. Киргизия примерно в то же время денонсировала соглашение с США об использовании авиабазы «Манас». При всей многовекторности политики Белоруссии или Украины Минск и Киев вынуждены просить у Москвы льготные кредиты и договариваться о цене и транзите газа.

Экономический кризис дал Москве дополнительные инструменты влияния – но потребует и дополнительных расходов. Ситуация в экономиках стран СНГ тяжелая. На фоне двусторонних переговоров о кредитах создается антикризисный фонд «Евразэс» объемом $10 млрд ($7,5 млрд из которых должна дать Россия). В рамках проекта Nabucco Европа пока не предлагает Средней Азии конкретной материальной помощи.

Владимир Путин прав в том, что Россия уходит от условно советской системы бесконечного финансирования союзников в обмен на идеологическую лояльность. Россия отказалась от попыток формирования единой политики СНГ, ей, в частности, не удалось добиться признания Южной Осетии и Абхазии ни одной страной СНГ (правда, сам факт применения силы в конфликте с Грузией впечатлил элиты стран-соседей, которые теперь понимают, что в отношениях с Россией ни одного варианта развития событий нельзя исключать).

С другой стороны, Россия стремится покупать политическую лояльность соседей по-капиталистически, тщательнее считая деньги, используя более сложные инструменты, не требуя безоговорочной публичной поддержки всех своих начинаний. Главное – в нужный момент принять нужное решение.

Этот путь остается очень затратным, и оценить проработанность стратегии сложно. Риски переплатить, а то и прогореть, довольно высоки – ведь и наша экономика в кризисе и так же зависит от мировой конъюнктуры, как сырьевые экономики Казахстана или Туркмении.

Впрочем, платя за политическое влияние, можно сэкономить на экономических проектах. Общее в проектах Nabucco, «Южный поток» и «Северный поток» – не только трубы и газ, но и отсутствие необходимости в их скорейшей реализации. Потребление газа в Европе сильно снизилось. Свободных средств в экономике ЕС и даже в бюджете «Газпрома» мало. Поэтому реальное строительство – при всех необходимых словесных заверениях о необходимости такового – будет откладываться и теми и другими. Корректировка инвестиционных планов сейчас идет в компаниях всего мира. Просто одни компании делают это открыто, а другие – такие как «Газпром» – настаивают на инвестиционных планах, но не реализовывают их.

Еще один источник экономии – смена идеологемы, которая в настоящее время для России звучит как «или мы, или они» (т. е. США). Переход на формулу «и мы, и они» возможен и требует меньших издержек.