Наталья Цуканова

Чем гнаться за быстрыми деньгами, лучше выстроить с клиентами долгосрочные отношения, которые принесут отдачу в будущем, – так полтора года назад объясняла политику JPMorgan в России руководитель инвестбанковского подразделения Наташа Цуканова. На прошлой неделе стало ясно, какую отдачу это принесло лично Цукановой: она покинула JPMorgan, чтобы создать собственный инвестбутик. Одним из основных ее клиентов может стать вице-премьер Игорь Сечин, в последнее время продвигающий в правительстве тему приобретения зарубежных нефтегазовых активов.

У Цукановой всегда хорошо получалось договариваться с чиновниками, принимающими решения в госкомпаниях. С этим связана вся ее карьера: в 25 лет вошла в группу консультантов Мингосимущества, занимавшихся организацией ваучерных аукционов, в 27 стала консультантом Boston Consulting Group, затем, с 1997 г., семь лет работала в энергетической группе инвестбанковского подразделения JPMorgan. Под ее руководством (c 2005 г.) инвестбанк стал организатором двух из трех крупнейших за последние годы в России размещений акций – «Роснефти» и Сбербанка, был советником РАО «ЕЭС России» по окончательной реорганизации, в результате которой были выделены 25 компаний (сумма сделок, по оценке Цукановой, $60 млрд). Дело не ограничивалось сделками. Ей удалось, например, уговорить Анатолия Чубайса войти в международный совет JPMorgan Chase.

Последней крупной сделкой, состоявшейся при участии Цукановой, стало приобретение «Сургутнефтегазом» доли в венгерской нефтегазовой компании MOL. Официально JPMorgan консультировал продавца – австрийскую OMV, но фактически выступал брокером сделки. На ней Цуканова плотно работала с Игорем Сечиным, активно участвовавшим в переговорах с российской стороны. Эта сделка повлияла на ее решение уйти из банка. Деньги для нее не важны, ей интересно помогать давним клиентам и заниматься реструктуризацией активов, которые из-за кризиса стали проблемными, рассказывают ее знакомые.

Решение Цукановой уйти из JPMorgan неудивительно, признают коллеги: в кризис крупных сделок нет и все деньги – у государства. Международный банк имеет множество ограничений, а во время кризиса решения должны быть нестандартными и приниматься быстро. Да и вряд ли у правительства есть желание делиться своими намерениями с иностранцами.