Правила игры: Учиться жить не под диктовку

В создании комиссии по противодействию фальсификации истории мне видится прежде всего непонимание того, что такое свобода, и неверие в силу истории и в будущие поколения россиян. В свободном обществе невозможно запретить людям иметь разные мнения – даже если речь идет о важных темах. Разные мнения – это не страшно. Их нужно не запрещать, а учиться (и учить подрастающее поколение) выбирать из разных взглядов – и из разных учебников – историческую правду. Мы же не пытаемся выбирать, где жить, чем заниматься и на ком жениться, за наших детей – мы пытаемся научить их делать правильный выбор. Точно так же и с историей: если человек умеет отличать правду от вымысла, какая разница, что там лежит на прилавках?

Конечно, у вымысла есть свои преимущества, и немалые. Во-первых, его куда дешевле производить: чтобы говорить, что Сталин – великий полководец, достаточно знать, кто победил в войне (а это все знают). Гораздо труднее оценить качества Сталина как полководца по существу: нужно штудировать архивы, чтобы узнать, за какие решения ответственен именно он, нужно рассматривать истории других стран и аналогичных режимов, чтобы понять, каков вклад именно политического лидера в военные победы, нужно изучать интеллектуальную историю анализа нашей победы и т. п. Во-вторых, вымысел в отличие от фактов можно куда лучше приспособить к нуждам аудитории. Например, социологи говорят о психологической травме россиян, связанной со сталинским периодом и войной. Бывает, что ребенок, испытавший какое-нибудь травматическое воздействие в детстве – смерть родителя или сильный испуг, – не хочет во взрослой жизни возвращаться к этой теме. Точно так же бывает больно читать про то, что репрессии 1930-х не имели никакого экономического смысла, а были частью борьбы за личную власть. За что же погибли одни и из-за чего навсегда испугались миллионы других? Просто, чтобы у власти был один деятель, а не другой? Точно так же больно читать про катастрофическую неподготовленность к нападению Германии, военные неудачи и дорогую цену великой победы.

Факты в отличие от вымысла куда труднее упаковывать так, чтобы они соответствовали спросу. И тем не менее факты лучше вымысла: их, в конце концов, можно проверить. Но главное – это то, что даже глубоко травмированные люди хотят узнать правду – точно так же, как те, кто имеет слабость к рекламе, хотят в конце концов купить хороший товар.

В сильной стране школа будет давать таких выпускников, которые не побоятся взять в руки пропагандистский памфлет или книгу, написанную недобросовестным историком. Именно для этого нужны уроки истории в школе: чтобы у детей был навык отличать факты от вымысла, чтобы они могли понимать, откуда берутся разные интерпретации одних и тех же фактов, и могли, окончив школу, существовать в мире, в котором нет тотального контроля над производством и распространением текстов. Создать такую школу труднее, конечно, чем комиссию.