От редакции: Общество динамо

На этой неделе должна решиться судьба двух очень разных проектов из разных сфер деятельности. Объединяет их то, что это проекты государственные, неудачные и затянувшиеся, а решить их судьбу могут только высшие руководители страны. В общем, модельные проекты.

Во вторник президент Дмитрий Медведев на встрече с предпринимателями неожиданно заявил, что ЕГАИС (автоматизированная система учета производства и оборота алкоголя) «почти не работает» и это «повод призадуматься о том, как такие решения принимаются». Ну и повод порадоваться за тех, кто заработал на этой полезной системе. Внедрение ЕГАИС началось в 2006 г. и принесло отрасли убытки, по разным оценкам, в $2–2,5 млрд. В полной версии система так и не работает, разработчики и ответственные неоднократно менялись, сейчас ЕГАИС должна перейти из ведения ФНС в ведение новой службы – Росалкогольрегулирования. Демонтаж системы может стать для производителей алкоголя новой неприятностью – только все как-то приспособились работать с ней.

Официальная цель внедрения ЕГАИС не достигнута: потребление суррогатного алкоголя в стране не снизилось. Два спровоцированных ЕГАИС кризиса в отрасли и последующий рост цен только создавали дополнительные конкурентные преимущества «паленке».

В пятницу премьер Владимир Путин проведет в Петербурге совещание по проекту строительства второй сцены Мариинского театра. В 2003 г. это был прорыв – первый крупный международный архитектурный конкурс, строгие условия соответствия среде, победа архитектора с мировым именем, одобренный президентом государственный заказ на $100 млн. Потом, правда, после ряда конфликтов Доминика Перро с представителями заказчика (т. е. с дирекцией Росстроя и Валерием Гергиевым) архитектора отстранили, над упрощением слишком авангардного внешнего вида без особой публичности работали другие проектировщики, у которых тоже есть разные предложения. В итоге выбирать, очевидно, придется Путину, архитектурному вкусу которого все мы бесконечно доверяем.

Перспективы тут такие: стройка уже затянулась и, учитывая кризис, затянется еще. Построено будет в прямом смысле невесть (на данный момент) что без общественного обсуждения. Если целью была реализация резонансного международного проекта, создание новой достопримечательности в Петербурге, – эта цель не достигнута.

Мариинка-2 и ЕГАИС противоположны по знаку. В первом случае проект заграничной знаменитости разбился о российскую действительность – практику «правильного» освоения бюджетных средств и личные амбиции участников процесса. В общем, трепетная лань при попытке ее подковать захандрила и тихо умерла.

В случае втором имела место доморощенная попытка улучшения породы. Владимирскому тяжеловозу приделали пятую ногу – лошадь, конечно, пострадала, ногу волочит, но работает. Правда, зачем пятая нога – никому не известно.

В обоих случаях дело тянется, потому что, во-первых, нельзя признаться начальству, общественности и себе лично, что ничего не выходит, во-вторых, пока государственный проект не закрыт, можно рассчитывать на его финансирование. Процесс важнее результата, а результатом, условно говоря, каждый раз является производство инвалидов одновременно с колясками.

Но, может, не все так плохо? Вчера Дмитрий Медведев торжественно открыл в том же Петербурге Президентскую библиотеку им. Бориса Ельцина в реконструированном здании Сената и Синода. Этот амбициозный проект был довольно быстро реализован управлением делами президента, как и предыдущий – государственная резиденция в Стрельне Константиновский дворец.

У управделами дела спорятся, несмотря даже на протесты общественности и критику со стороны архитекторов и реставраторов. Возможно, управделами – вообще самое эффективное предприятие в России. То ли потому, что имеет постоянный доступ к высшему руководству, то ли потому, что использует, или меняет, или создает чисто российские процедуры. Правда, возможность пользоваться плодами трудов управделами доступна немногим.