Барак Обама

Едва успев разобраться с автомобилестроителями – мешавшие реорганизации Chrysler кредиторы-«спекулянты» посрамлены в суде, и компания вышла из процедуры банкротства, а символ американской промышленности ХХ в. General Motors с подачи и с поддержкой правительства в нее вошла, – Барак Обама взялся за финансистов.

В прошедшую среду президент представил план «радикальной реформы системы финансового регулирования, трансформацию в масштабе, не виданном со времени реформ Великой депрессии». В этот же день 10 банков, включая JPMorgan Chase, Goldman Sachs и Morgan Stanley, вернули правительству $68 млрд, полученных в конце 2008 г. по программе помощи финансовым институтам на $700 млрд. Господдержка налагала на банки ряд ограничений, в том числе по выплате дивидендов и вознаграждений, рискованности операций. Формально эти ограничения будут сняты, но объявленная Обамой реформа введет новые – в частности, более высокие нормы достаточности капитала, требования к риск-менеджменту. Планируется установить и правила по бонусам.

Реформа действительно масштабная – от мер по контролю за системными рисками и оптимизации регулирования банков до установления надзора за хедж-фондами и фондами прямых инвестиций, рынком внебиржевых деривативов, отдельно – за потребительскими финансовыми продуктами, изменения требований к рейтингованию структурных инструментов и пр.

В последние недели Обама также продвигает реформу системы здравоохранения, давно нуждающейся в реорганизации. Попытка Билла Клинтона провести ее в 1993 г. сорвалась, Джордж Буш в 2004 г. говорил о ней как о приоритете второго срока, но так и не взялся.

Провести реформу автомобильного, финансового и такого «болезненного» социального сектора, как здравоохранение, за один год (не говоря уже о давно принятом плане стимулирования экономики на $787 млрд) – задача амбициозная, но, кажется, обретающая все более реальные очертания. Похоже, остальные три года (или семь лет?) главной задачей Обамы будет борьба с раздувающимся бюджетным дефицитом и госдолгом.