От редакции: Подайте на борьбу

Печальная статистика за пять месяцев, обнародованная Минэкономразвития, не позволяет говорить о каком-то замедлении кризиса и тем более о начале восстановления экономики. За январь – май 2009 г. падение ВВП составило 10,2% к аналогичному периоду прошлого года. В мае ВВП упал на 11%, промпроизводство – на 17,1%, инвестиции в основной капитал – на 23,1%.

У ФНС тоже печальная статистика: за пять месяцев налогов собрано на 32,3% меньше, чем за пять месяцев 2008 г. Таможенники собрали на 38,7% меньше, чем год назад (в мае – на 46%). Бюджет испытывает большие проблемы с доходами, что, естественно, является следствием кризиса. И государство намерено бороться именно со следствиями, как мы видим из последних новостей.

Минфин заявил о намерении повысить ставку НДПИ на газ в 2010 г., ставки всех видов госпошлин, ставки акцизов на алкоголь и табак. Президиумом правительства одобрены поправки в Бюджетный кодекс, в числе которых – отмена ограничений на изменение налогов (сейчас – не позже чем за месяц до внесения проекта бюджета в парламент). Реформировать налоги на 2010 г. власти могут хоть до 31 декабря 2009 г. Законопроект о досудебном взыскании налогов с физических лиц, внесенный Верховным судом, Госдума пока отложила на осень, но вряд ли кто-то станет сейчас утверждать, что власти от него откажутся.

Таможня взялась поштучно проверять ввозимые товары (о том, что импорт мобильных телефонов в результате оказался парализован, «Ведомости» писали вчера). В Госдуме также рассматриваются поправки в Таможенный кодекс, дающие таможенникам больше полномочий. В частности, право корректировать цену товара на основании «косвенных доказательств» ее недостоверности. В двух чтениях уже приняты поправки, ужесточающие ответственность импортеров за недостоверность деклараций, и поправки, позволяющие таможенникам налагать арест на имущество должника с санкции прокурора.

Соглашение между Федеральной службой судебных приставов и Русской православной церковью, в рамках которого РПЦ будет увещевать должников вернуть долги и алименты, выглядит всего лишь доведением ситуации до абсурда. Или крепкой верой в помощь свыше.

Все это настраивает на пессимистический лад. Другой настрой в официальных экономических программах правительства и публичных выступлениях чиновников.

Например, в преамбуле программы антикризисных мер, подписанной Владимиром Путиным на прошлой неделе: «Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса <...> В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период». Ну а стоит ценам на нефть начать расти, как появляется множество заявлений о достижении дна и скором восстановлении экономики.

Стимулы к оптимизму в публичной сфере понятны: нельзя пугать население, рынок, нельзя расписываться в своих ошибках. Частью публичного документа не может стать крик о помощи.

В итоге мы получаем программные документы и заявления власти, которые мало что говорят о действительной ситуации. То есть не могут являться реальными ориентирами для граждан и бизнеса. Тем более что большинство программ готовятся в отрыве друг от друга и не согласуются между собой. Скажем, концепция долгосрочного развития страны рассчитана до 2020 г., а энергетическая стратегия – до 2030 г. При этом энергетическая стратегия, судя по всему, будет принята раньше, чем программа-2020.

Мы могли бы надеяться, что за закрытыми дверями представители власти называют вещи своими именами, адекватно оценивают ситуацию и принимают решения, способствующие преодолению кризиса. Но мы не видим таких решений. Усиление фискального давления при том, что до экономики не доходят обещанные государством деньги, вряд ли можно считать такой мерой. Объявленный раньше выход из переговоров по ВТО тоже не похож на позитивный антикризисный сигнал.