От редакции: За каждую копейку

Многие петербуржцы на этой неделе столкнулись с законом. Вернее, с законом «Об административных нарушениях в сфере благоустройства» и постановлением правительства Петербурга «Об утверждении правил содержания и ремонта фасадов зданий в Санкт-Петербурге». Закон принят еще в 2003 г., а правила утверждены в 2006-м. Но именно сейчас граждане получили предписания от районных властей о необходимости демонтировать самостоятельно установленные стеклопакеты и остекление балконов как несогласованные с комитетом по градостроительству и архитектуре.

Не выполнивших предписания ждут штрафы, а желающих согласовать «изменение фасада» – очереди в чиновничьи кабинеты (или, как это часто бывает, покупка возможности пройти без очереди). Может быть, это цивилизационная мера? Сохранение исторического облика зданий, как в Париже или Риме? Правда, в Петербурге речь не идет об историческом центре, а многие нарушители живут в хрущевках и брежневках спальных районов. И для наступления цивилизации потребовались три года и экономический кризис.

Мы уже писали о таможенных новациях: поштучной проверке мобильных телефонов, ужесточении ответственности импортеров, увеличении полномочий таможенников. Новации продолжаются: ФТС предложила снизить лимит беспошлинного ввоза товаров для личного потребления с 65 000 руб. до 20 000 руб. – за все, что больше этой суммы, надо отдать 30% стоимости (см. об этом колонку «Цифра недели» на стр. А4). Еще в конце марта на заседании общественно-консультативного совета при ФТС (стенограмма опубликована вчера) глава службы Андрей Бельянинов сформулировал общий лозунг момента: «Будем бороться за каждую копейку, чтобы выполнить 3,5 млрд руб. (плановое задание на 2009 г. – «Ведомости»). Я думаю, что у нас вся таможня будет, как струна, в течение 2009 г.».

Федеральная служба судебных приставов не только подписала соглашение с Русской православной церковью о содействии в истребовании долгов – вчера ФССП заявила, что предметом ее интереса будет любое имущество, которым пользуется должник, независимо от формального права собственности.

Кризис есть кризис – кредиторы прессуют должников, медики поднимают ставки неофициальных платных услуг, проверки малого бизнеса ужесточаются, коррупционеры берут больше. Своя рубашка ближе к телу. Какова рубашка у государства? И чья она?

Резко усилившееся внимание к букве закона, особенно неработающего, свидетельствует о двух вещах: денег не хватает бюджету и денег (взяток) не хватает исполнителям.

С бюджетом действительно большая проблема: денег из резервного фонда надолго не хватит, и правительство мучительно думает, как сократить дефицит с 7,4% ВВП в 2009 г. до 5% в 2010 г., сохранив при этом социальные расходы, такие как почти 50%-ное повышение пенсий в 2010 г. Владимир Путин признал, что надо повышать налоги и их собираемость. Логика премьера небезупречна: государство в рамках антикризисных мер только что снизило налоги, поэтому теперь их надо повысить.

Цель снижения налогов (стимулирование экономики) достигнута не была. Можно говорить о том, что прошло слишком мало времени, или о том, что снижение налогов было недостаточным, или о том, что прямая помощь из бюджета до экономики толком не дошла (в силу сложившейся практики расходования средств). В любом случае итог печален: ну пробовали, ну не получилось. Теперь будем экономить, потому что государству не хватает на жизнь.

В недавней статье «Таможня как средство пополнения кошелька» («Ведомости» от 29.06.2009) Владислав Иноземцев связал фактический отказ России от вступления в ВТО со специфическим отношением к таможне, которая в России служит «обеспечению доходов паразитирующего государства». Наверное, надо говорить не только о таможне – когда иссякает поток нефтедолларов, приходится изыскивать любые средства для прокорма государственной машины. По данным Росстата, за кризисный год численность госслужащих в регионах России выросла на 20 000 человек. Средняя зарплата чиновников также росла и остается выше средней зарплаты по стране. Вот она – дополнительная нагрузка на экономику.