От редакции: Проводы газа

В игре между Nabucco и «Южным потоком» команда ЕС вышла вперед: вчера в Анкаре межправительственное соглашение о строительстве газопровода Nabucco подписали представители Турции, Австрии, Венгрии, Болгарии и Румынии. А в конце прошлой недели было поставлено под сомнение участие той же Болгарии в газпромовском проекте «Южный поток»: лидер партии ГЕРБ, победившей на парламентских выборах, и будущий премьер Бойко Борисов потребовал провести ревизию совершенных ранее энергетических сделок, в том числе в проекте «Южного потока» (Nabucco не упоминается). Еще чуть ранее о согласии пустить свой газ в Nabucco заявила Туркмения, власти Ирака также предположили, что какое-то количество газа они могут отдать Nabucco.

Можно вспомнить, что в начале мая успех праздновала Россия: тогда на энергосаммите ЕС Казахстан, Туркмения и Узбекистан отказались подписать декларацию о строительстве газопровода Nabucco. В конце июня Россия и Азербайджан (участник Nabucco) подписали соглашение о закупке «Газпромом» азербайджанского газа в небольших объемах, что тоже расценивалось как символический удар по европейскому проекту.

Соотношение сил может меняться и в дальнейшем, но цели «Газпрома» выглядят менее реалистичными, чем цели ЕС.

Демарш нового руководства Болгарии был ожидаемым. Условно правая партия пришла на место социалистов, которые очень любили Россию. Политическая борьба вокруг конкурирующих проектов газопроводов в Европе существует: ЕС стремится ослабить влияние России и «Газпрома», диверсифицировав поставки. В этом ЕС активно поддерживают США. В ситуации конкурентных выборов западно-ориентированная партия может победить восточно-ориентированную (и наоборот). Год назад похожая ситуация была в Сербии. Несмотря на то что Сербия, наверное, самый близкий союзник России в Европе, политическая борьба вокруг покупки нефтяной компании NIS «Газпром нефтью» и вхождения Сербии в проект «Южный поток» была очень жесткой (на NIS претендовала также австрийская OMV, мнения в правительстве разделились). В итоге победил «Газпром», подписав не самые выгодные для себя соглашения. С точки зрения российского политического влияния и перспектив проекта «Южный поток» это очень важно, но не является страховкой от ситуаций, аналогичных болгарской.

Похожая борьба ведется и вокруг Nord Stream: экологические претензии выдвигают страны Балтийского моря.

Новые транзитеры могут оказаться не меньшей проблемой для «Газпрома», чем нынешние (Украина, Белоруссия), и тогда официальная идеология строительства новых труб, чтобы избежать проблем с нынешними транзитерами, теряет всякий смысл. Мы уже писали, что в идеале «Газпрому» нужна такая сеть газопроводов, чтобы можно было по любой трубе прокачать весь экспортный поток, пока остальные почему-нибудь будут отключены: в эту логику проекты южного и северного потоков и борьба с Nabucco вполне укладываются.

Но конкуренция «Южного потока» и Nabucco позволяет транзитерам играть на повышение: Болгария, вероятно, не откажется от российского проекта, но денег точно попросит. Если учесть, что стоимость проекта и так все время растет (недавно удвоена его проектная мощность, а еще до этого эксперты оценивали его стоимость в $28 млрд с учетом Прикаспийского трубопровода), добыча газа «Газпромом» падает, а выручка снижается (концерн сейчас думает, как снизить инвестпрограмму на 30%), проекты новых трубопроводов могут скоро стать экономически бессмысленными.

Политическое влияние в странах-транзитерах как цель также становится сомнительным: реализация проектов откладывается все дальше, и по мере откладывания влияние будет сходить на нет. Nabucco выглядит более экономическим, чем политическим проектом хотя бы потому, что это проект потребителя. Он дешевле (8 млрд евро) и экономичнее (мощность в два раза ниже).