От редакции: Большая чистка

Кризис сделал доброе дело – правительство наконец решилось провести реформу бюджетных учреждений, которая откладывалась много лет. По словам премьера, государству в кризис уже не по силам тянуть воз из 25 000 бюджетных учреждений, смысл существования которых подчас неясен. Поэтому реформу надо ускорить.

Правительство и раньше признавало, что в стране неоправданно много ведомственных учреждений здравоохранения, образования и науки (различных «управлений делами», ГУПов, ФГУПов и проч.), что приводит к дублированию функций и нерациональному использованию госсобственности.

Но главная проблема в другом. Не секрет, что многие из бюджетных учреждений на самом деле давно являются бизнес-единицами. Они, с одной стороны, регулярно получают деньги из бюджета, а с другой – зарабатывают на своем государственном статусе, недвижимости, земле и т. д.

Почему это плохо? Потому что возникает проблема стимулов: возможность распоряжаться внебюджетными доходами создает стимул предоставлять платные услуги. А стимул качественно осуществлять основную деятельность исчезает. Руководителям таких структур просто неинтересно повышать качество своих услуг, и мы с вами получаем некачественные государственные и муниципальные услуги. С нас за это еще и берут нелегальные платежи. Мы, по сути, спонсируем эти неэффективные (для общества) структуры. Еще одно обстоятельство: коммерческая деятельность таких организаций, как и всякий бизнес, предполагает долги. Но в случае с бюджетными учреждениями ответственность за их коммерческие обязательства ложится на бюджет.

Никто не знает, какие бюджетные учреждения сколько на самом деле зарабатывают, признает Минфин. Поэтому государству приходится финансировать и «коммерческие» бюджетные учреждения, и те, которые содержатся в основном только за счет бюджета. Логично было бы не распылять государственные средства, а полноценно финансировать только «настоящие» бюджетные учреждения, предоставляющие гражданам гарантированные государственные услуги на нерыночной основе.

При нынешней сметной системе финансирования у бюджетных учреждений нет никаких стимулов снижать издержки: сколько запросили денег – столько и получат. Даже если организация будет экономить, в конце года вся эта экономия должна поступить обратно в бюджет.

Из-за того что доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений непрозрачны, они редко достаются бюджету. Рискнем предположить, что дополнительные доходы зачастую оказываются в карманах администрации.

Чтобы навести порядок в этом запутанном мире, чиновникам придется для начала провести инвентаризацию учреждений, получив при этом хотя бы общее представление о размерах их предпринимательской активности. Разумно было бы обязать бюджетные учреждения отражать внебюджетные доходы в полном объеме в доходах и расходах своего бюджета. Правда, чтобы увидеть реальные цифры, правительству придется придумать для администраций дополнительные стимулы их показывать. Например, пообещать, что коммерчески успешные учреждения будут выделены из бюджетного сектора, а нынешняя администрация получит преимущество в приобретении этого легализованного бизнеса.

Если государство будет нуждаться в их услугах, оно сможет покупать их по прозрачным тарифам через систему госзакупок. В мире с каждым годом все больше государственных услуг переводится на аутсорсинг: граждане получают услуги от коммерческих организаций, а государство просто оплачивает счета. На аутсорсинг переводятся даже больницы и тюрьмы.

А в тех организациях, которые будет решено оставить в составе бюджетного сектора, нужно радикально поменять систему контроля – в частности, запретить им распоряжаться внебюджетными доходами; нанимать администрацию на строгой контрактной основе. В контракте указывать конкретные индикаторы деятельности учреждения. Невыполнение этих индикаторов должно приводить к увольнению администрации данного бюджетного учреждения.

Реформировать эту сферу будет непросто. Но если нынешнее правительство с этим справится, оно войдет в историю как самое эффективное в новейшей российской истории.