Статья опубликована в № 2411 от 31.07.2009 под заголовком: От редакции: Испытания ЕГЭ

От редакции: Испытания ЕГЭ

Первый опыт поступления в высшие учебные заведения по результатам единого госэкзамена (ЕГЭ) позволяет сделать как минимум два интересных вывода. Во-первых, концентрация «хороших» абитуриентов в нескольких престижных вузах резко выросла, а в вузах среднего уровня качество будущих студентов стало еще ниже. Во-вторых, молодые люди не послушали предостережений министра образования о будущей невостребованности юристов и экономистов. Именно эти специальности пользуются ажиотажным спросом.

Многие бесплатные места в элитных вузах (ВШЭ, МГУ, МГТУ) были заняты еще до конкурса победителями всероссийских предметных олимпиад и обладателями льгот – инвалидами, сиротами, демобилизованными солдатами и т. д. Пока на 55 бюджетных мест факультета журналистики ВШЭ по конкурсу прошли всего 10 абитуриентов; на 247 мест факультета менеджмента – 25. На экономическом факультете МГУ на 225 бюджетных мест по конкурсу пока поступили 147 абитуриентов. Даже блестяще сдавшим ЕГЭ попасть на бюджетные места самых популярных вузов крайне трудно. Юноши и девушки, получившие 350 баллов из 400, пока не проходят на журфак ВШЭ; на историческом факультете МГУ в очереди на бесплатное место оказываются абитуриенты, набравшие 272 балла из 300. Отчасти проблема вызвана тем, что многие абитуриенты подали документы в разные вузы или на разные факультеты одного университета и академии. (Например, каждый из 8000 абитуриентов ВШЭ подал в среднем по три заявления.) Инвалиды – на два.

Нынешняя приемная кампания выявила еще одну тенденцию. Абитуриенты не вняли пророчеству министра науки и образования Андрея Фурсенко о бесперспективности обучения экономическим и юридическим специальностям. Молодые люди валом пошли именно на них. Например, в Российском государственном социальном университете для поступления на факультет антикризисного управления нужно было набрать по трем предметам ЕГЭ 233 балла, на факультет международной экономики – 245, а на факультет физико-математического образования – 140. Чтобы поступить на факультет двигателестроения Московского авиационного института (МАИ), достаточно 176 баллов по трем дисциплинам, на факультет авиатехники – 180 (это троечные результаты). Хорошо ли будут летать через 10–15 лет отечественные самолеты?

Высокий балл по ЕГЭ не всегда гарантирует поступление талантам из провинции из-за недостатка мест в общежитиях некоторых вузов. Одаренные дети из семей с малым достатком вынуждены покидать престижные вузы, оставляя места сверстникам из Москвы и тем, чьи родители способны решить жилищные проблемы на период учебы.

Многие абитуриенты и их родственники недовольны новой системой приема в вузы. Обнаружившиеся неурядицы обязательно вызовут новый поток требований отменить ЕГЭ и связанный с ним порядок поступления. Вопрос в том, стоит ли торопиться возвращаться к прежней процедуре вступительных экзаменов и можно ли избежать ажиотажа. Вузы должны усовершенствовать процедуру приема документов и публикации списков потенциальных студентов. Но дело не только в институтах и академиях. Нынешние проблемы с поступлением, по мнению экспертов, показали, что право внеконкурсного поступления для победителей олимпиад и льготников стоит ограничить одним, максимум двумя учебными заведениями. В остальные они должны поступать на общих основаниях. Преимущества при поступлении целесообразно заменить льготным кредитом, часть которого списывается при успешном окончании курса. Сами абитуриенты и их родители должны объективно оценивать познавательные способности, определять приоритеты и не превращать поступление в ковровую бомбардировку документами приемных комиссий.

Резкие различия в баллах абитуриентов в разных университетах – это еще один сигнал государству о необходимости избавиться от массы вузов, которые не дают качественного образования. И еще один очевидный вывод: власть и общество должны задуматься о стимулах повышения престижа инженерных и педагогических специальностей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать