Как справиться с дефицитом бюджета

Нестабильность и полная неясность в прогнозах ситуации в экономике, как мировой, так и отечественной, естественным образом отражается и на процессе расчета и принятия бюджета страны.

Дефицит бюджета-2009 может превысить 10% (сейчас 9,4%), если Федеральная таможенная служба не выполнит план по сборам. Минфин пока относится к этому спокойно, прогнозы ведомств еще будут сверяться. Прогнозы дефицита в последнее время менялись неоднократно, и все в сторону увеличения. В 2010 г. пока прогнозируется дефицит в размере 7,5% при цене на нефть Urals $55 за баррель.

Минфин отстаивает свой экономически оправданный суперконсервативный прогноз доходов, который тем временем все больше расходится с оптимистическими планами по расходам. В сущности, прогнозы доходов и расходов уже живут независимой друг от друга жизнью – они создаются в разной логике. Доходы – в экономической, расходы – в политической. Само по себе это естественно. Важно только, чтобы политические пожелания не уносились слишком далеко ввысь (а также влево или вправо) от экономической основы, реальных возможностей.

В тучные времена Минфин – как и сегодня – стремился к консервативному прогнозу доходов, в итоге всегда появлялись доходы дополнительные. Они порой оказывались очень кстати даже при профиците бюджета, потому что политическая логика, действующая в расходной части, непредсказуема.

С финансированием дефицита могут возникнуть сложности: резервы будут использованы уже в 2010 г., заимствования могут оказаться дороги и недостаточны. У правительства есть соблазн понадеяться на мировой рынок – авось вывезет. Но поставить под контроль мировой рынок, несмотря на все разговоры о влиянии на цену нефти, не получится. Это все равно что приказывать ветру, куда дуть. Более разумно было бы поставить под более строгий контроль собственные сверхмасштабные планы, аппетиты чиновников и связанный с ними бизнес. Мировой экономикой нам (и никому) управлять не под силу, зато собственной политикой – можно попробовать.