От редакции: Направление дышла

Будущая проверка деятельности госкорпораций по указанию Дмитрия Медведева таит немало политических и экономических интриг. Последствиями масштабного аудита крупнейших хозяйствующих субъектов страны может стать их реформирование и ревизия прежней экономической политики – отказ от ставки на отечественные чеболи.

Еще не начавшись, проверка возродила интерес к институту госкорпораций и эффективности их работы. Госкорпорации – не отечественное изобретение. Многие государства создавали специальные хозяйственные структуры для решения важных для страны экономических проблем с использованием казенных средств. Правительства передавали им в управление часть госсобственности и субсидировали их деятельность из бюджета. Экономические агенты государства работали, в частности, в Южной Корее, на Тайване, в Японии и Великобритании.

Ближе всего российские госкорпорации к британским Центральному совету по выработке электроэнергии, Британской газовой корпорации и Национальному угольному совету, которые были созданы вскоре после Второй мировой войны на волне национализации. Английские корпорации работали около 30 лет. Они распределяли бюджетные средства, но в период кризиса 1970-х гг. не сумели эффективно реструктурировать вверенные отрасли и были ликвидированы правительством Маргарет Тэтчер. В отличие от зарубежных, создававшихся для централизации управления в период стагнации или кризиса, российские госкорпорации были организованы в период экономического подъема. Отсюда масштабы переданных им активов. Шесть созданных в 2007 г. госкорпораций получили собственности на 2 трлн руб. и сверх того 640 млрд руб. из бюджета – примерно пятую часть расходов казны.

Новые корпорации сразу стали государством в государстве – ради создания каждой из них принимался особый закон и вносилось множество поправок в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы. Достаточно вспомнить особый порядок изъятия земель в Сочи для нужд «Олимпстроя». Госкорпорации получили возможность ставить задачи вверенным им частным компаниям, контролировать их финансовые потоки и извлекать прибыль. Что любопытно, государство, передавая свою собственность госкорпорации, формально не могло назначить ее руководителя и полностью проверить эффективность использования собственности и бюджетных средств.

Госкорпорации подотчетны только правительству. Большинство их, по мнению экспертов, пока не стали эффективными агентами модернизации страны. Непрозрачность работы нередко приводила к нецелевым тратам бюджетных средств. Генпрокуратура, проверив госкорпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», выяснила, что сумма бонусов членам правления фонда в 2008 г. составила 55 млн руб. Столько же было потрачено на капитальный ремонт 48 многоквартирных домов площадью 56 100 кв. м в Еврейской автономной области и на ремонт 77 домов площадью 121 500 кв. м в Томской области. Бонусы затем вернули.

Президента, который неоднократно требовал установить единые правила игры для всех, вряд ли устраивает, что руководители крупнейших хозяйствующих субъектов неподотчетны первому лицу. Не ясно и чем заменить действующие госкорпорации. Власть, соединив некоммерческую функцию госоргана с коммерческой, создала проблему, которую трудно решить за счет изменения правового статуса госкорпораций.

Большинство задач, поставленных перед госкорпорациями (за исключением Агентства по страхованию вкладов), можно выполнять, не соединяя функции бюрократов и коммерсантов в одном юридическом лице. Одни могут быть преобразованы в акционерные общества со 100%-ной долей государства, другие – в агентства по выполнению адресных инвестиционных программ. Даже в таких условиях их работа будет более открытой для общества и контролирующих структур.