Правила игры: Мои условия

Назначенные на октябрь 2009 г. выборы в Мосгордуму могут стать совершенно проходным эпизодом. В последние четыре года практически ни одни российские выборы ни на федеральном, ни на местном уровне не были хотя бы минимально конкурентными. Однако есть шанс, что они станут переломными, как стали в 1989 г. переломными выборы на Съезд народных депутатов СССР. Кандидатам «от оппозиции» (оппозиции в кавычках, потому что единственное, что было общего у этих кандидатов, – то, что они не представляли находившуюся у власти компартию) было и легче, и труднее, чем сейчас. Легче, потому что к 1989 г. недовольство руководством (коммунистами), копившееся годам, чувствовалось куда острее. Труднее, потому что доступа к современным средствам агитации было куда меньше. В 2009 г. усталости от нынешнего руководства вполне достаточно – остается только убедить москвичей, что именно этот конкретный кандидат от оппозиции будет лучше.

Самым ярким противником нынешнего политического руководства в моем округе (Университетском) является Илья Яшин. На предыдущих выборах в 2005 г. Илья набрал почти 15% голосов (победитель в округе, в котором голоса традиционно делятся между несколькими ведущими кандидатами, набрал 37%). Это был большой успех для молодого политика. Спустя четыре года профессионального занятия политикой никакое место, кроме первого, не будет считаться успехом. Я не знаю, что может обеспечить Яшину необходимые для победы десятки тысяч голосов, но могу сказать, что обеспечит ему один голос жителя избирательного округа № 14. (Если мои условия выполнит другой кандидат – что ж, голос получит он, я собираюсь судить честно.)

Я собираюсь проголосовать за того кандидата, который к концу избирательной кампании выступит в каждом квартале (а лучше – в каждом дворе) округа и будет знать про проблемы каждого двора. У Ильи есть блог – в Живом журнале. Интересно было бы там читать – каждый день – про то, какие дома посетил кандидат, в каком дворе выступил, о какой новой заботе узнал. (Собственно, если кандидат не терял последние годы даром, у него уже есть карта округа, на которой нанесены болевые точки каждого квартала.) В конце концов, избирательная политика – это и есть способность убедить каждого избирателя, что его проблема (неубранная куча мусора или дорожка, которую все используют, чтобы объехать светофор на Ленинском проспекте, превращая уютный двор в настоящую улицу) стала личной проблемой кандидата.

В Университетском округе чуть больше 400 000 избирателей – за оставшиеся полтора месяца вполне можно вживую пообщаться как минимум с 20 000–30 000. Именно таким образом завоевывали свои первые голоса и Черчилль с Кеннеди – политики, с рождения принадлежавшие к влиятельным политическим кругам, и Саркози с Обамой – политики куда более скромного происхождения. Именно так в 1989 и 1991 гг. скромные завлабы побеждали секретарей райкомов и директоров крупных предприятий. В конце концов, мне лично хочется проголосовать за победителя.