Олигархи шантажируют государство

В зоне повышенного социального риска находятся такие предприятия (в скобках численность персонала в I квартале 2009 г.): «АвтоВАЗ» (104 115 человек), «Северсталь» (26 644), ММК (23 455), «Суал» (17 861), ЧМК (16 921), «Уральская сталь» (16 417), ЗСМК (16 259), НТМК (16 157), ГАЗ (16 015), другие олигархические предприятия, на которых численность работников превышает 10 000–11 000 человек, а также значительная часть их дочерних и зависимых обществ. Многие из них градообразующие, потому сокращения усложнят социальную ситуацию.

События в Пикалево окончательно раскрывают, на наш взгляд, контуры «антикризисного плана» российского олигархата. Вначале собственники крупных предприятий рассказывают властям о «негативных последствиях» возможного перехода контроля над их активами к иностранным кредиторам. Опасность эта надуманна: мы уже видели, что активы и сейчас контролируются зарубежными структурами, – но шантаж действует, и олигархи получают значительные кредиты от государственных банков. На следующем этапе усилия сосредотачиваются на включении в списки стратегических предприятий и участии в распределении средств, выделенных на реализацию антикризисной программы правительства. Отдельной формой такого участия выступает получение государственных гарантий под любые устраивающие бюрократов проекты. И наконец, этап давления на государство через провоцирование протестов.

Возмущения работников легко счесть естественными. Олигархи не были слишком расположены к щедрости и до кризиса. По данным Росстата, в 2008 г. среднемесячная номинальная зарплата в металлургии была 18 003 руб., в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 38 943 руб., в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, – 22 954 руб., в производстве транспортных средств и оборудования – 17 223 руб.

А теперь сравним: в ОАО «Русал Бокситогорск» этот показатель составил 14 133 руб., или на 21,5% меньше среднего в металлургии; на ОАО «Распадская», принадлежащем Evraz Group (добыча топливно-энергетических полезных ископаемых), – 27 152 руб., или на 43,1% меньше среднего; на ОАО «Михайловский ГОК» и ОАО «Лебединский ГОК», принадлежащих «Металлоинвесту» (добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических), – соответственно 22 325 руб. и 22 856 руб., что незначительно, но также ниже среднего показателя по виду деятельности. Давление со стороны властей с целью не допустить резкого сокращения персонала приводит к дальнейшему снижению зарплат и переводу работников на неполную рабочую неделю. Чемпион тут – «АвтоВАЗ», на котором с начала августа остановлен главный конвейер, а в сентябре, возможно, работа возобновится в режиме 20-часовой рабочей недели со сдельной оплатой труда при не решенной судьбе 27 000 работников, или 25,9% численности персонала.

Правительство не раз давало понять, что поддержание социальной стабильности – безусловный приоритет. В таких условиях финалом «антикризисного плана» олигархата выступает национализация предприятий «по рыночной цене» и передача как их активов, так и обязательств на плечи государства. Характерно, что такую «национализацию убытков» готовы поддержать самые разные политические силы, включая «Единую Россию» и даже КПРФ. Часть полученных от такой государственной благотворительности средств наверняка будет направлена на пропагандистские кампании в иностранных СМИ об «очередной волне национализации», «укреплении силовой олигархии», «новых ЮКОСах» и «экспроприируемых предпринимателях».

Постпикалевская Россия радикально отличается от России 1998–1999 и 2004–2008 гг. Сегодня собственность олигархических структур защищена куда лучше, чем в 1998 г., но вариантов обогащения ее представителей существенно меньше в сравнении с 2004–2008 гг. В последние годы рост благосостояния олигархов обеспечивали повышение котировок акций, поступления от удачных IPO, привлечение иностранных кредитов под обеспечение активами, которые оценивались преимущественно сравнительным методом, а также массовое использование серых схем при экспорте продукции. Теперь практически единственный источник живых денег – бюджет, и атаки на его распорядителей будут только усиливаться. Олигархи уже освоили механизмы «отжатия» средств у правительства. Разруливая пикалевскую ситуацию, никто из официальных лиц не поинтересовался, куда делись $8,2 млрд, выплаченные Олегом Дерипаской самому себе менее чем за год до этого. В результате, на наш взгляд, правительство или будет вынуждено активизировать помощь офшорным собственникам, или столкнется с проявлениями социального недовольства во все новых регионах страны.

Что должно делать государство в новой ситуации? На наш взгляд, прежде всего – жестко отделить интересы государства от интересов олигархических структур. Конвертировать любую помощь в контрольные пакеты акций. Не предоставлять никакой поддержки офшорным холдинговым структурам. Начать масштабную скупку долгов олигархов с существенными дисконтами (чем успешно занимаются коммерческие банки). Провести комплексные проверки деятельности собственников и менеджмента за предыдущие годы. Инициировать банкротства олигархических структур – без всякой компенсации мифической «рыночной стоимости» этих компаний.

Не нужно бояться ни «неконтролируемого поведения» олигархов, ни социального взрыва. Даже если предположить, что закрытие значительной части предприятий приведет к дополнительному росту безработицы на 3–5 млн человек, выплата каждому из них максимального пособия в 4900 руб. в месяц потребует от $6,5 млрд до $9 млрд в год – сумму, намного меньшую той, которая так или иначе будет роздана в виде кредитов и субсидий неэффективным собственникам. Российская власть должна как можно быстрее перестать выглядеть радетелем интересов олигархата и начать помогать не нуворишам, а пострадавшим от их действий гражданам; это не только вызовет понимание в обществе и подчеркнет патерналистскую роль государства, но и в конечном счете приведет к изменению структуры экономики и повышению ее конкурентоспособности. Власть должна понять: разорение олигархов не тождественно банкротству России – как в успешные годы их процветание не означало процветания всей страны.

Не следует надеяться на то, что безрассудно раздаваемые финансовые ресурсы стабилизируют экономическую ситуацию в стране. Сейчас олигархические компании с их гигантскими обязательствами и неуемными аппетитами владельцев – это воронки, в которых бесследно исчезают деньги налогоплательщиков. Власти нужно быть готовой к выделению денег непосредственно работникам предприятий, на которых уже этой осенью может остановиться производственный процесс; к сложным переговорам с зарубежными кредиторами отечественных корпораций; к очередной рекапитализации российских банков, которые столкнутся с невозвратами кредитов олигархическими структурами, и, наконец, к существенному увеличению доли иностранных инвесторов даже в стратегических отраслях российской экономики.

В новых условиях российскому политическому классу нужно искать новые методы действий и новые формы консолидации. Несогласованность в действиях высших должностных лиц, министров и чиновников становится недопустимой роскошью. Нужно проанализировать ошибки, установить ответственных, выработать новую стратегию действий и определить круг лиц, которые могли бы жестко претворять ее в жизнь.

В Пикалево мы увидели первое проявление того, что исполнительная власть откровенно пасует перед давлением олигархата. Видимо, президенту России следует жестко выступить в пользу экономического курса, не прощающего ошибок тем, кто счел себя всемогущим. Мы убеждены: отечественная экономика выйдет из кризиса более сильной и конкурентоспособной, только если постпикалевская Россия станет Россией постолигархической.

Первая часть статьи была опубликована 17.08.2009. Статья подготовлена по материалам доклада «Постпикалевская Россия: новая политико-экономическая реальность». Полная версия доклада будет представлена 1.09.2009 на сайтах www.krichevsky.ru и www.inozemtsev.net.