От редакции: Простые вещи

Пока страна медленно выходит из рецессии, имеет смысл задуматься, как ускорить будущий рост. Многие страны совершали экономический рывок за счет развития экспорта, который традиционно считается локомотивом роста. Россия не исключение. Понятно, что, если нынешняя структура российского экспорта сохранится, мы безнадежно отстанем не только от развитых стран, но и от Бразилии, Индии и Китая. Но о том, какой должна быть качественная структура экспорта, идут большие споры.

Структуру российского экспорта по-новому оценили Лев Фрейнкман из Института экономики переходного периода и Андрей Каукин из Московского физико-технического института. Для количественного измерения производительности экспорта они ввели специальную экономическую характеристику – экспортную продуктивность. Высокопродуктивные товары – это товары, основными мировыми экспортерами которых являются наиболее развитые страны. Соответственно, чем больше высокопродуктивных товаров экспортирует страна, тем выше средняя продуктивность ее экспортного сектора в целом.

Согласно их концепции Россия в 1999 г. мало уступала конкурентам по БРИК. Ряд предметов ее экспорта, которые производились преимущественно развитыми странами (реакторы, военная техника, компоненты к ней и ядерное топливо), давали сопоставимый уровень продуктивности. Однако рост экономики сопровождался резкой концентрацией доли отдельных статей. Авторы подсчитали, что 10 лет назад пять ключевых продуктов давали 55% стоимости экспорта, 10 – 62%, 20 – 71,2%, а в 2006 г. – уже 68%, 74% и 81% соответственно. Если применить их методику к данным ФТС за 2008 г., то доля ключевых продуктов выросла уже до 73%, 77% и 84% в общей стоимости отечественного экспорта. Для сравнения: 10 важнейших статей бразильского экспорта давали в 2007 г. около 36% всей его стоимости, китайского – не более 20%.

Отечественный экспорт в последние годы становился все более сырьевым и увеличивался за счет повышения цен на энергоносители и металлы, тогда как бразильский и китайский диверсифицировались. В них постоянно росла доля транспорта, бытовой техники и оборудования. В частности, в бразильском экспорте кофе и сахар, по данным Экономической комиссии по Латинской Америке и Карибскому бассейну, потеснили автомобили (13% экспорта) и самолеты (3%).

Для сравнения: в российском экспорте доля 25 товаров, производство которых наиболее эффективно, снизилась в 1999–2006 гг. с 2% до 0,9% общей стоимости экспорта. Итог известен: если Бразилия, Индия и Китай вошли в список 14 «стран-счастливчиков», которые легче других переживают кризис и, по мнению американского экономиста Нуриэля Рубини, могут возобновить рост раньше других, России, возможно, предстоит длительная стагнация.

Однако положение нельзя назвать безнадежным. Страна может улучшить перспективы роста своей экономики, реализуя одну из двух альтернативных стратегий: наращивая производство и экспорт уже выпускаемых ею товаров с высокой эффективностью или переходя на производство и экспорт новой продукции. В условиях кризиса первый путь выглядит предпочтительным.

Фрейнкман и Каукин выделяют несколько групп, эффективных для экспорта товаров, производство которых может стать катализатором роста. Исследователи называют среди них не только высокотехнологичное медицинское оборудование, самолеты, авиадвигатели, ядерные реакторы и подвижной состав железных дорог.

В числе приоритетных товаров присутствует несложная продукция, уже производящаяся в стране или не требующая больших затрат на освоение: рельсы, слюда, никелевые сплавы, а также некоторые виды сельхозпродуктов – рожь, овес и свинина. России, чтобы быстрее выйти из кризиса и освободиться от сырьевой зависимости, следует обратить внимание на производство простых вещей.