Ratio economica: Логика террориста

Со времени событий в Беслане прошло ровно пять лет. Тогда они были использованы как повод для отмены выборов губернаторов и депутатов по одномандатным округам. Эти «реформы» вряд ли помогли борьбе с терроризмом – последние события на Кавказе показывают, что терроризм остается одной из самых страшных проблем России.

В последние годы проблему терроризма изучают и экономисты. Их исследования показали, что, вопреки распространенному мнению, поведение террористов в высокой степени рационально. Поэтому для анализа их поведения применимы современные экономические методы.

Экономисты предлагают три урока для антитеррористической политики. Во-первых, мнение, что «террористы – кучка отморозков, с которыми иначе как силовыми мерами бороться невозможно», неверно. Меры, учитывающие стимулы террористов и террористических организаций, могут быть очень эффективными. Второй вывод: уменьшение бедности или безработицы хотя и не уменьшает количество терактов напрямую, но позволяет снизить качество подготовки террористов и число жертв. Третий – либерализация политического режима в регионах, где угроза террора особенно велика, может дать лучший результат, чем очередное закручивание гаек.

Один из лучших обзоров этой темы – доклад влиятельного исследовательского института RAND «Социальные науки для антитерроризма». И решение стать террористом, и поведение террористических организаций во многом рациональны, доказывает один из авторов доклада – экономист Клод Берреби. Резюме такое: террористы не являются беднейшей, малообразованной, психически больной или самой религиозной группой. Самая главная их характеристика – это нормальность.

Помощник министра финансов США по вопросам экономической политики Алан Крюгер в книге «Откуда берутся террористы» подтверждает эти выводы, используя как микроэкономические (на уровне человека или домохозяйства), так и макроэкономические (сравнение разных стран) данные. Крюгер показывает, что нет прямой зависимости терроризма от бедности или уровня образования. Например, из пяти палестинских террористов-смертников, которые провели теракты с наибольшим количеством жертв в 2000–2005 гг., двое закончили среднюю школу (а это уже высокий уровень образования для Палестины). Еще двое из них обучались на магистерских программах, а один даже учился в юридической школе.

Означают ли результаты работы Крюгера, что уменьшение бедности в Чечне или Ингушетии не снизит уровень терроризма? Не совсем так. Еще одно интересное исследование – экономистов Эффи Бенмелеха из Гарварда, Клода Берреби и Эстебана Клора из Иерусалимского университета доказывает, что уровень безработицы влияет на «качество» террористов. Улучшение экономических условий хотя и не уменьшает количество терактов, но снижает количество погибших и увеличивает вероятность предотвращения теракта.

Бенмелех и соавторы изучили как успешные, так и неудавшиеся теракты с участием 157 палестинских террористов-смертников. В годы с более высокой безработицей «предложение» террористов с более высоким «человеческим капиталом» возрастало. А более образованные и более взрослые террористы проводили более успешные теракты. Например, вероятность поимки террориста с высшим или незаконченным высшим образованием была на 56,4% меньше, чем со средним. Более образованные и более взрослые смертники направлялись на более важные цели (например, в крупные города) и убивали в среднем на шесть человек больше. В другом, пока не опубликованном, исследовании Бенмелех изучил эффективность антитеррористических мер, учитывающих рациональное поведение, – на примере широко используемой Израилем политики разрушения домов в период Второй интифады (2001–2006 гг.). В тех районах, где дома смертников уничтожались, количество будущих террористов значительно уменьшалось. Впрочем, если разрушение использовалось как превентивная операция против домов или районов, которые могли использоваться террористами, то это приводило к обратному эффекту – росту атак смертников. Такие меры порождали будущих террористов, поскольку считались несправедливыми и напрямую не увеличивали издержки семей смертников.

Впрочем, на терроризм влияют не только экономические меры, но и политические. Исследования Альберто Абади из Гарвардской школы государственного управления им. Кеннеди указывают на то, что в не полностью авторитарных режимах существует зависимость между большим числом политических свобод и риском терроризма. Возможность мирного выражения протеста снижает вероятность теракта.

Экономические исследования в основном изучают причины терроризма, лишь в работах Бенмелеха оценивается успех антитеррористических мероприятий. Но именно понимание корней терроризма и поведения террористических организаций помогут найти эффективные способы противостояния этому злу.