От редакции: Набирают силу

Кризис изменил региональную политику. Прошлой зимой, когда финансовые неурядицы набирали обороты, региональным лидерам пришлось смириться с тем, что они будут главными ответственными за все проблемы – от безработицы до сокращения социальных расходов. Несколько отставок губернаторов в феврале не оставили сомнений: центральная власть в случае чего будет кивать на региональную, направляя к ней недовольство населения.

По мере того как экономика адаптировалась к кризису, политика центра в отношении регионов приобретала более сложные черты. В стране появилась система регулярного мониторинга социально-экономической ситуации в регионах, по результатам которой они ранжируются. То есть эффективность региональных администраций оценивается с помощью объективных показателей. Каждый губернатор может увидеть, хуже он или лучше соседа. Причем оценить положение дел в регионах может любой гражданин – данные публикуются.

Видоизменились и направления финансовой поддержки. Традиционные регионы-доноры пострадали от кризиса больше всего, поскольку их бюджеты в большей степени зависели от экономической активности «прописанных» там компаний и мировых цен на экспортные товары. Одно из новшеств региональной политики – активная поддержка сильных, выстоявших в кризис территорий и стимулирование перетока туда финансовых и кадровых ресурсов. Впрочем, приоритетом по-прежнему остается помощь депрессивным регионам.

Кризис стал удобным инструментом для замены губернаторов, которые не в полной мере устраивали федеральную власть. Но у этой медали есть и обратная сторона: главы регионов, справляющиеся с трудностями успешнее остальных, стали заявлять новые политические претензии. Взять хотя бы резкое выступление президента Башкирии Муртазы Рахимова с критикой сложившихся правил игры.

Вскоре подойдет к концу срок полномочий большой группы губернаторов. Интересно, в какой мере их антикризисные успехи будут служить основанием для продления губернаторских сроков.