Наше «мы»: Так сбываются надежды

Когда-то Юрий Левада назвал Владимира Путина «президентом надежд». В ходе опроса, проведенного центром Левады по случаю 10-й годовщины назначения Путина премьер-министром, убедительное большинство в 59% россиян заявили, что их «надежды, связанные с Путиным», оправдались. Затем эти же люди ответили еще на дюжину вопросов о том, как изменилась жизнь за 10 лет. И тут проявился феномен, интриговавший исследователей общественного мнения в течение всего этого периода. Позитив, безусловно, преобладает в ответах об отношении к Путину как главе государства, но теряется, когда заходит речь о делах в этом государстве. Ответив о надеждах столь оптимистически, россияне в последующих вопросах о переменах отмечали улучшение в пяти областях, а ухудшение – в семи.

В главных сферах жизни – духовной, социальной и материальной – ухудшение отмечают в два-три раза чаще, чем улучшение. Так, «уровень морали и культуры» 44% считают понизившимся за это десятилетие и только 16% – повысившимся. 47% находят, что в эти годы деградировали «системы образования, здравоохранения, транспортного и жилищно-коммунального обслуживания» (отметили улучшение 23%). Наконец, по мнению 48%, стало хуже с возможностями «устроиться на хорошую работу, получать достойные деньги» (впрочем, для 19% в этой области имеется прогресс).

Есть сфера, относительно которой публика гадает, то ли стало лучше (29%), то ли хуже (27%), то ли все осталось, как было (29%). Это – о ситуации на Северном Кавказе за минувшие 10 лет.

В отличие от многих международных организаций, находящих отрицательную динамику в нашей так называемой гуманитарной сфере, обитатели России чаще (36–38%) говорят о неизменности ситуации в таких областях, как «безопасность жизни и правовая защищенность людей», «система управления и соблюдение законов», а также «свобода слова и соблюдение прав человека». При этом в последнем случае, на удивление правозащитникам, чаще отмечают прогресс (31%), чем регресс (19%), хотя в двух других, казалось бы, тесно сопряженных с ней, – наоборот.

Наивысшие достижения этого десятилетия рядовые россияне видят в тех областях, где их непосредственное участие не предусмотрено и потому массовому воображению ничто не мешает. 57% жителей находят, что улучшилось «положение России на международной арене». Что положение ухудшилось, считают 13%, а еще 25% видят ухудшение в «отношениях России с соседними государствами». Но тех, кто приветствует нынешнюю манеру обращения с соседями, больше – их 38%.

Отмечаются перемены в уровне жизни. Там, где дело в большей мере зависит от меня самого, преобладают позитивные оценки. Оценивая уровень жизни своей семьи, 38% отметили улучшение, а 27% – ухудшение. Значит, дома жизнь налаживается. Но когда речь заходит про «жизнь большинства людей в России», то ее уровень скорее снижается (36%), чем растет (32%). Ведь за страну отвечаю не я, а они – руководители.