От редакции: Отечественные записки

Министерство связи и массовых коммуникаций предлагает совместно с Минпромторгом разработать нормативно-правовой акт, который введет в оборот понятие «отечественный производитель». Ведомство полагает, что это гордое наименование, присвоенное официально, могло бы помочь его носителям при оформлении льготных кредитов в российских банках и при покупке отечественного оборудования.

Действительно, мода на поддержку отечественных производителей в нашей стране с годами только крепнет. И в кризис, и во времена экономического подъема это словосочетание производило магический эффект на чиновников любого уровня. Банкротство «АвтоВАЗа»? Никогда. Вы что, хотите уничтожить главного отечественного производителя автомобилей? Ограничения на ввоз импортной свинины? Мы защищаем отечественных животноводов. Даже основные направления таможенно-тарифной политики на 2010–2012 гг. прямо предусматривают введение ввозных пошлин на товары в обратной зависимости от конкурентоспособности их российских аналогов. Российские производители имеют преимущество перед иностранными при госзакупках. А премьер Владимир Путин не раз настоятельно советовал российским компаниям отказаться от размещения заказов на зарубежных заводах, если в стране производится аналогичная техника.

В общих чертах похожая экономическая политика свойственна большинству стран мира. Но присваивать почетное звание отечественного производителя, да еще наделять их дополнительными экономическими преференциями, до сих пор не додумался никто. Интересно, по каким критериям чиновники будут отбирать претендентов? По доле российской собственности в капитале компании? По числу отечественных комплектующих, сырья и материалов в продукции? В зависимости от того, сколько продукции компания продает внутри страны? Любой из этих критериев очень сомнителен. Если законодатели поддержат инициативу Минкомсвязи, мы получим новое покупное звание, которое будет давать конкурентные преимущества самым отечественным из отечественных производителей.