От редакции: Прописка бездомным

Московское правительство планирует создать «специальные народные дружины» – мобильные службы социальной помощи бездомным «для оперативного реагирования на лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством». Подробностей о том, как будут организованы дружины и что они будут делать с бездомными, пока нет.

Пессимистический сценарий такой: дружины станут репрессивным инструментом, т. е. будут вместе с милиционерами задерживать бездомных и отправлять их за 101-й км, т. е. в большинстве случаев туда, откуда нынешние бездомные когда-то приехали в Москву (по оценкам, около 80% бомжей в Москве – экономические мигранты – россияне). В пользу пессимистического сценария говорит сам формат народной дружины – в советское время дружины были отрядом помощи милиции, т. е. силовой, хотя и не вооруженной, структурой. Они в том числе занимались так называемой профилактикой тунеядства, за которое полагалось уголовное наказание.

Не вселяет оптимизма и отношение к бездомным со стороны чиновников. «Эти попрошайки объединены в консорциумы и занимаются зарабатыванием для своих кукловодов, которые используют людей, имеющих увечья, в целях получения громадных денег», – сказал Юрий Лужков. Начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам департамента соцзащиты Москвы Андрей Пентюхов похвастался в интервью «Комсомольской правде», что написал законопроект, предполагающий возрождение лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП, в советское время – места принудительной трудовой реабилитации алкоголиков и наркоманов).

Представим идеальный вариант: дружины будут формироваться из врачей, психологов, волонтеров, имеющих опыт работы в хосписах, а мэрия для оказания действенной помощи бездомным примет системные административные, технологические и финансовые решения. Какие?

Прежде всего Лужкову хорошо бы разобраться с институтом регистрации по месту жительства. Московские чиновники тяжелее других переживали отмену института прописки и придумали, пожалуй, больше всего новаций, затрудняющих регистрацию. Отсутствие регистрации сразу снижает правоспособность гражданина: для него сужается рынок труда и возможность защитить свои трудовые права, получить образование, медицинскую помощь, участвовать в выборах, судиться. И сильно облегчает путь вниз по социальной лестнице.

Отсутствие регистрации, как ни парадоксально, мешает получить социальную помощь бездомному: большинство соответствующих региональных программ ориентированы на местных бездомных – т. е. претендент на получение помощи в Москве, даже если у него нет документов, должен доказывать свою «бывшую московскость». Ведь для расчета бюджета нужно понимать, скольким бездомным предстоит помочь.

Сказывается и отсутствие федерального закона. Попытки принимались несколько раз, сейчас актуален законопроект Минздравсоцразвития, который разрабатывается с 2008 г.

Сейчас точной статистики бездомных в России нет. В начале 2000-х МВД проводило исследование и называло цифру 4 млн. Для Москвы называются разные оценочные цифры: 17 000, 30 000, 100 000. В Москве, по данным департамента соцзащиты, восемь социальных гостиниц на 1502 места. Это места временного пребывания, в которых никакой работы по ресоциализации бездомных не проводится. Да и попасть туда можно только с медицинской справкой.

Системной благотворительной работы тоже не ведется, есть лишь отдельные проекты. НКО могли бы гораздо эффективнее помогать бездомным, чем милиция, которой мешает «палочная» система отчетности и искушение списывать на бомжей преступления.

Конечно, надо менять и общественное мнение, ныне пассивно отрицательное. Вопреки ему и мнению московского мэра, бездомные слабо связаны с преступностью. А более половины из них живут вовсе не попрошайничеством, а временными работами.