К.Родионов: Россию ждет геополитическая катастрофа

Демократический транзит, через который прошли страны Центральной и Восточной Европы, Россия до конца пройти не смогла: попытка создания современной политической системы, для которой характерны реальное разделение властей, неприкосновенность прав граждан, свобода средств массовой информации, оказалась неудачной. В начале нового столетия почти все демократические завоевания 1990-х гг. оказались свернуты; задача «укрепления вертикали власти», о которой в начале 2000-х гг. говорили представители пришедшей после ухода Бориса Ельцина элиты, к 2009 г. оказалась до конца выполненной. Означает ли это, что Россия навсегда увязла в авторитарном болоте и что вырваться из трясины политического и экономического монополизма она никогда не сможет?

Не все так фатально. Россия в не столь уж отдаленном будущем обязательно предпримет новую попытку демократизации – правда, для этого должны сложиться определенные условия. Какие же факторы будут способствовать развитию новой демократической волны?

1. Глубокий кризис авторитарной модели развития страны. Подобно тому как эффект экономических преобразований 1990-х гг. сказался в 2000-х гг., последствия принятых в первом десятилетии нового столетия решений отразятся на состоянии страны в 2010-е гг. Уже во время нынешнего кризиса Россия испытывает на себе издержки монополизированности системы принятия решений, при которой элита обречена на ошибки в силу закрытости для критики «извне». В следующие 10 лет Россия испытает на себе всю тяжесть нерешенности основных проблем социально-экономического и политического развития: это и недостаточная интегрированность регионов «по горизонтали», и недореформированность пенсионной системы, и зависимость от нефтяной иглы и проч. При этом одним из решающих факторов эволюции российской государственности в ближайшей перспективе станет степень жесткости политического режима: если на фоне нынешнего кризиса власти сделают ставку на усиление репрессий внутри страны и большую конфликтность с внешним миром, то тогда Россия очень быстро придет к реальной, а не мнимой «геополитической катастрофе». Если же процесс построения «вертикали власти» не пойдет еще дальше, то при условии возобновления структурных реформ в экономике в России произойдет более мягкое расставание с авторитаризмом.

2. Выход стран Запада из кризиса. В России периоды политического потепления и похолодания синхронизированы с периодами усиления и ослабления Запада. Так, переход от нэпа к политике коллективизации, ускоренной индустриализации и массового террора произошел одновременно с началом Великой депрессии. Быстрое послевоенное восстановление Европы, консолидация стран Запада под началом США были важными факторами того, что к 1953 г. большая часть советской элиты осознавала необходимость реформ. Переход от преобразований Хрущева – Косыгина к консервации политической системы СССР совпал по времени со студенческими революциями 1968 г. и последующим кризисом 1970-х гг. на Западе (стагфляция и энергетические кризисы 1973 и 1979 гг.). В 1980-х гг. ситуация в мире радикально изменилась: «неолиберальная революция» Рейгана и Тэтчер, демократическая трансформация стран Южной Европы, начало рыночных преобразований в Китае способствовали тому, что необходимость реформ осознали в СССР. В условиях резкого падения цен на нефть в середине 1980-х гг., ускорения евроинтеграции, динамичного экономического роста в развитых странах и усиления международного влияния США России пришлось осуществлять радикальную перестройку общественно-политической и экономической системы. Однако на рубеже тысячелетий обстановка в мире вновь переменилась: крах высокотехнологичного рынка NASDAQ в 2000 г., рецессия в США в 2001 г., теракты 11 сентября, трудности США в Ираке и Афганистане, провал референдума по ратификации общеевропейской конституции в 2004 г., начало ипотечного кризиса в США в 2007 г. свидетельствуют о некотором ослаблении стран Запада в первом десятилетии XXI в. Одновременно с этими событиями в России начали набирать силу авторитарные тенденции – на это указывают и взятие под контроль Кремля центральных СМИ, и повышение процентного барьера для прохождения партий в Государственную думу, и отмена выборов губернаторов.

На основании этого с большой долей вероятности можно предположить, что после окончания экономических потрясений на Россию вновь усилится давление со стороны Запада, что будет подталкивать элиту к мысли о необходимости преобразований.

3. Консолидация демократического движения в России. Переход к авторитаризму в начале 2000-х гг. был связан во многом с тем, что Россия в 1990-е гг. пережила сложнейший период революционной ломки институтов социализма и последующей рыночной трансформации: усталость от политической нестабильности и социальных неурядиц десятилетия реформ способствовали росту аполитичности среди граждан и, как следствие, похолоданию политического климата в стране. Однако со временем в обществе будет копиться все большее недовольство отсутствием прав и свобод и политической конкуренции. Особую роль этот фактор может сыграть в том случае, если российская элита не сможет предложить адекватной антикризисной стратегии: в условиях длительного экономического спада рейтинг доверия политиков, находящихся у руля власти, не может оставаться неизменным. Все это будет способствовать росту протестных настроений в обществе и усилению влияния российской демократической оппозиции.