Статья опубликована в № 2442 от 14.09.2009 под заголовком: От редакции: Начало хорошее

От редакции: Начало хорошее

Антиалкогольная кампания, пожалуй, единственное начинание Дмитрия Медведева, которое выглядит последовательным. Предложенные меры вполне логичны и, судя по опыту других стран, эффективны. Впрочем, поручения президента еще предстоит воплотить в жизнь. С этим в России бывают проблемы.

В пятницу был обнародован перечень поручений президента правительству по итогам совещания о мерах по снижению потребления алкоголя (см. также статью на стр. Б1). Свое «алкогольное совещание» в августе проводил и премьер Путин, по итогам правительство зафиксировало ряд мер по регулированию рынка алкоголя. Самыми значимыми предложениями правительства были введение единой ставки акциза на спирт (210 руб. с начала 2010 г.), 100%-ная предоплата акциза покупателем спирта или предоставление банковской гарантии на эту сумму, а также лицензирование перевозок спирта. Главные новации президента: изучить вопрос введения госмонополии на производство и оборот спирта, изучить вопрос введения минимальной цены бутылки водки, расширить полномочия региональных властей по регулированию торговли алкоголем, включая предоставление им права устанавливать ограничения, вплоть до полного запрета, на продажу алкогольной продукции по времени, условиям и месту.

Любопытно, что основные элементы новой алкогольной политики властей копируют опыт нелюбимой Украины (надеемся, это не послужит противопоказанием к их введению). Минимальная цена на водку там была введена еще в 2001 г. и привела к резкому сокращению доли нелегального алкоголя в торговых сетях. В 2005 г. ограничение было отменено, но к тому времени позиции «паленки» удалось значительно подорвать, доля нелегального алкоголя сократилась, по разным оценкам, с 60% до 15–20%. В 2004 г. была введена единая ставка акциза на спирт, а производители лекарств, парфюмерии и бытовой химии получили право на возврат части акциза после того, как докажут правильность употребления. Ставка акциза на Украине ниже российской, зато собираемость гораздо лучше. На Украине есть и госмонополия на производство спирта, которая имеет свои плюсы и минусы. Она обеспечивает дополнительный контроль, но, что естественно, снижает эффективность управления и увеличивает коррупционные риски.

Госмонополия на спирт может быть разной – на производство спирта, на оборот, на продажу готовой продукции. Какие варианты рассмотрит правительство и какое решение выберет – не ясно. Предыдущие неоднократные попытки введения госмонополии заканчивались ничем. В частности, в бытность президентом Владимир Путин, вернее, его администрация давала отрицательное заключение на очередной законопроект. Главные аргументы сторонников – усиление контроля и пополнение бюджета. Главные аргументы противников – ограничение конкуренции и рост бюджетных расходов.

Вообще, в речах высокопоставленных борцов с алкоголизмом легко сочетаются два противоположных аргумента – защитить здоровье населения и пополнить бюджет. Борясь с алкоголизмом, надо четко понимать неизбежность потерь, ведь идеально здоровая нация вообще не будет пить и пополнять тем самым бюджет. То же самое относится и к бизнесу: решения об ограничении времени и места продажи алкоголя, возраста покупателей, безусловно, скажутся на компаниях, занятых в этой сфере. Что ж поделать, алкоголь – это наркотик, его продажа должна быть ограничена.

Можно предположить, что процесс воплощения хороших задумок в жизнь будет явно непростым. Отраслевые лоббисты традиционно сильны, а российская управленческая реальность показывает, что любую идею можно заболтать или превратить в противоположную.

Например, в мае президент на встрече с предпринимателями заключил, что ЕГАИС (автоматизированная система контроля за оборотом алкоголя) толком не работает, и предложил правительству подумать, не отказаться ли от нее вообще. В августе премьер представил президенту доклад с предложением расширить функции системы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать