Кассовый аппарат

Утверждение, что законы в России не работают, все-таки несправедливо. Иногда работают – даже вопреки воле первых лиц государства.

С 21 июля вступили в силу поправки в закон о применении контрольно-кассовой техники. Они должны были освободить от обязательного использования касс предпринимателей, которые платят единый налог на вмененный доход. Инициатором поправок был премьер Владимир Путин. Поддержал идею и президент Дмитрий Медведев.

После такой протекции сомнений быть не могло: платить от 15 000 руб. в год за обслуживание каждой кассы больше не придется. Но оказалось, что буква принятого закона не совсем соответствует его духу. Поправки разрешили «осуществлять расчеты <...> без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар». Если же покупатель не потребовал документа – выдавай кассовый чек.

Налоговики и милиционеры немедленно стали такими покупателями. В августе предпринимательское недовольство дошло до Медведева, и он потребовал от руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мокрецова прекратить такие контрольные закупки.

Это помогло, но только отчасти. На днях замруководителя ФНС Сергей Шульгин признался infox.ru, что приостановлены не все проверки. Многие предприниматели не хотят отказываться от кассы – удобнее пробить чек, чем писать его от руки. А если хочешь держать кассу – регистрируй ее и плати за обслуживание. «В законе не прописали, что стоящий в магазине кассовый аппарат не требует регистрации», – объяснил Шульгин.

Как следует над поправками не поработали – неофициально это признают и депутаты, и чиновники. Ситуацию могло бы поправить разъяснение Минфина. Но чиновники не хотят писать разъяснение, которое будет формально противоречить закону. Можно еще раз поправить закон. Но для депутатов это значит признать, что в первый раз они небрежно выполнили поручение Путина. Все, партия закончилась патом. А закон – вместе с контролерами – работает.