От редакции: Смена траектории

США отказались разместить радар в Чехии и противоракеты шахтного базирования в Польше. Возведение объектов ПРО в непосредственной близости от российской территории по меньшей мере надолго откладывается (более подробно см. статью на стр. А2). Непосредственный повод – новая оценка иранской ракетной угрозы, проведенная по просьбе Барака Обамы. США теперь не ожидают ее актуализации в среднесрочной перспективе.

Но есть и ряд политических и экономических причин. Это и следствие «перезагрузки» отношений с Россией – очевидная уступка Москве, раздраженной возможным размещением станции слежения, которая могла быть использована для наблюдения за российской территорией. Существенную роль сыграли и соображения экономии бюджета в период кризиса. Варшава требовала за согласие на дислокацию ракет поставок средств ПВО и обычных вооружений на сумму $12–20 млрд. Вместе с расходами на само строительство это оказалось бы разорительно для американской казны. Правительства Польши и Чехии оказались под давлением протестного общественного мнения.

При всем при том создание нового района ПРО в Восточной Европе было idee fixe администрации Буша, и Барак Обама отказался от нее без ущерба для собственного престижа и имиджа США как надежного союзника.

Любопытно, как этот шаг Вашингтона повлияет на дальнейшее развитие международных и российско-американских отношений и, если говорить шире, строительство системы коллективной безопасности. Нынешний момент как нельзя более благоприятен для расширения военно-политического сотрудничества между Россией и США. По словам экспертов ИМЭМО РАН, например, большинство американских военных не считают нашу страну вероятным противником в ближайшей и среднесрочной перспективе. Это означает, что Вашингтон не будет оказывать серьезного давления на Москву в ходе консультаций перед заключением нового договора о стратегических наступательных вооружениях (срок ныне действующего истекает в декабре 2009 г.) и Россия может добиться более выгодных его условий.

Однако США вряд ли окончательно откажутся от нового района ПРО в Европе – просто теперь его будущая дислокация больше зависит от России.

Москве не стоит считать отказ США от ПРО лишь следствием собственной твердой позиции и отказываться от уступок по другим вопросам в ходе дальнейших переговоров. Отечественной дипломатии, возможно, стоит присоединиться к отдельным санкциям против Тегерана, а также прекратить поставку Ирану некоторых видов вооружений. Целесообразно договориться с американцами о более широком, в том числе и сухопутном, транзите военных грузов через российскую территорию для группировки войск НАТО в Афганистане. Упорство России в этих вопросах укрепит позиции американских ястребов и восточноевропейского лобби, считающих вредными любые уступки России.

Напротив, гибкая позиция Москвы на будущих двухсторонних переговорах даст ей дополнительные шансы сотрудничества с США и НАТО. Отказ от возведения радара в Чехии – еще одна возможность для России сделать Габалинскую радиолокационную станцию в Азербайджане и новую Армавирскую РЛС альтернативой объектам в Восточной Европе. Ряд стран юга и центра Европы, считавших, что позиции ПРО в Чехии и Польше не защитят их от удара со стороны Ирана и Северной Кореи, получат дополнительные козыри для того, чтобы противоракеты и радары размещались в будущем в Греции, Турции и Болгарии. Но дело не только в этом. Появился уникальный шанс для налаживания многостороннего обмена информацией о пусках ракет. Можно даже осторожно помечтать о начале работы над многонациональной ПРО с участием России, которая защитит мир от атак террористов и непредсказуемых режимов и не будет направлена против нашей страны.