Путин предпочел инвестфорум Госдуме

Премьер-министр не поехал в Думу отчитываться перед депутатами о реализации антикризисных мер правительства – послал первого заместителя Игоря Шувалова. Сам он предпочел обсуждать кризис в компании крупных бизнесменов на инвестиционном форуме в Сочи. Россия, по выражению Путина, «тотально недоинвестирована», так что его место в Сочи, с инвесторами. Главный среди них – государство, напомнил он (3 трлн руб. в транспортную инфраструктуру, жилищный сектор и инвестпрограммы естественных монополий), но ему одному не справиться.

Приоритетными Путин объявил инвестиции, при которых передаются не только деньги, но и технологии, а среди них – «все, что связано с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, телекоммуникаций, цифрового телевидения». За примерами далеко ходить не надо – «одна только подготовка к Олимпийским играм в Сочи открывает огромные возможности во всех этих сферах», а есть еще Казань, где надо провести Универсиаду, и Владивосток с саммитом АТЭС.

А вот банковский сектор и фондовый рынок, без формирования которых, как признал Путин, проблему нехватки инвестиций не решить, в список не попали. Видимо, будем развивать сами: Путин мечтает о снижении инфляции, а также ставок по кредитам – «где-то до 6%».

Сравнивая Россию с Китаем, Путин с явной ностальгией отметил одно из его основных преимуществ – стабильность: и политическую, и экономическую: «Большие резервы, возможность для финансовых властей принимать решения, правильные решения, без оглядки на политические последствия». Именно они не позволили нашему правительству устоять перед соблазном больших государственных расходов, привел пример Путин. Когда вроде денег много, а нужно решать массу задач – и инфраструктуру развивать, и в социальной сфере. Вот давали, давали денег – и инфляция высокая.

Путин тоже обещал инвесторам стабильность: они смогут забрать вложенные здесь деньги. В прошлом году курс рубля по политическим соображениям менялся плавно, хотя «для специалистов было ясно, что курс надо менять». Участники рынка на этом, конечно, зарабатывали, и «было бы естественно принять решение об ограничении оборота валюты». Россия предпочла потратить $100 млрд резервов – это, по словам Путина, был сознательный выбор.

Это тоже плюс: один из главных вопросов при принятии решения об инвестировании – стратегия выхода. По-моему, это был главный сигнал Путина инвесторам.