На пользу ли церкви лояльность государству?

Русская православная церковь (РПЦ) все чаще выступает одним фронтом с государством, причем в светских – политических и экономических – вопросах. Создается ощущение, что иерархи легко идут навстречу светской исполнительной власти в самых прагматических для этой власти нуждах. Взамен церковь тоже довольно прагматично рассчитывает получить от государства помощь в своей миссионерской работе.

Депутаты петербургского законодательного собрания приняли поправку в местный закон о грантах, согласно которой в СМИ за счет бюджетных средств могут проводиться антиалкогольные кампании с участием общественных, религиозных организаций и священнослужителей. Намерение, может быть, и благое, но по сути речь идет о публикации проповедей за государственный счет. Конечно, депутаты не имеют в виду только РПЦ, хотя в аргументации автор поправки Виктор Евтухов ссылается на ее опыт. Надо отметить, что в деле борьбы с алкоголизмом и церкви не чужды государственные интересы. В мае на конференции «Соработничество Церкви и государства в деле защиты от алкогольной угрозы» наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), в частности, отметил, что в СССР монополия на алкоголь давала до 20% бюджета в год, а сейчас эти деньги идут в частные руки.

О том, что говорить в проповедях, священники теперь советуются с государством. В июне подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой судебных приставов (ФССП) и РПЦ, согласно которому священники будут оказывать духовное воздействие на должников с целью способствовать «пробуждению сознания должников по исполнительным производствам, побуждению их к исполнению судебных решений и актов других органов», а «во время богослужений, в церковных проповедях будут наставлять мирян к неприемлемости принципа жизни взаймы...». Опыт тиражируется на местах, где управления ФССП заключают свои соглашения с епархиями. В Бурятии, например, должникам по алиментам предлагают поработать в православных монастырях.

Недавнее заявление председателя совета Абхазской епархии священника Виссариона Аплиа о создании независимой Абхазской поместной церкви, отдельной от Грузинского патриархата, и обращение за поддержкой к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу – случай более сложный.

Московская патриархия признает каноническую территорию Грузинской церкви. Однако и среди видных церковных деятелей, и среди российских политиков уже звучат заявления о необходимости помочь абхазским православным – поддержка Россией политической независимости Абхазии от Грузии обязывает.

После восшествия на престол патриарха Кирилла РПЦ активизировала свою миссионерскую работу. Появились информационный отдел и отдел по связям Церкви и общества Московского патриархата. Сам патриарх активно ездит, выступает перед молодежью на стадионах. Но заметен крен в сторону массовых мероприятий, пропаганды патриотизма и нравственности.

Объединение целей с государством, казалось бы, упрощает миссионерскую работу и позволяет рассчитывать на ответную поддержку. Граждане к государству относятся традиционно лояльно, патриарх органично смотрится в телевизоре с президентом и премьером. Лоббируемое церковью изучение в школах Закона Божьего пока не введено, но, по данным ВЦИОМ, уже более половины опрошенных (53%) высказываются «за». Но подобный «захват» школы стал бы сомнительным миссионерским успехом. Это будет та же самая массовая пропаганда, которая позволит улучшить статистику, поставить, где надо, галочки, отчитаться перед руководством. На этом свете.