"Охта-центр" провалится как памятник

Вчера петербургское правительство единогласно проголосовало за строительство в городе небоскреба высотой 403 м над уровнем моря. Заказчик и инвестор башни, которая должна быть построена к 2016 г., – «Газпром». Его нефтяная «дочка» три года платит налоги в Петербурге. В благодарность Смольный сделал все, чтобы узаконить проект, разрушающий историческую панораму Петербурга. В начале года был принят городской закон, который позволяет возводить на правом берегу Невы в устье реки Охты строения до 100 м, а превышение над этой отметкой оперативно согласовывать с властями. Первый прецедент создан вчера. Петербуржцы его, очевидно, не забудут и, если говорить словами Галича, поименно вспомнят всех, кто поднял руку.

Очень многим горожанам категорически не нравится сверхсовременная башня из стекла, на фоне которой Петропавловская крепость и Смольный собор кажутся детскими пирамидками. Впрочем, у небоскреба есть сторонники, да и людей, которые относятся к нему нейтрально, хватает. Несогласные проводят акции, собирают подписи против, обращаются в суды. Именитые горожане, возрождая подзабытый жанр славословия, подписывают официозные открытые письма в поддержку проекта. Обсуждение «Охта-центра», получившего в народе разные, в том числе и нецензурные, прозвища, стало одним из способов социальной идентификации.

В Петербурге давно не строилось ничего значительного, сказал мне на днях один умный человек. Разговор происходил на Петроградской стороне. Этот район, замечательный домами в стиле северного модерна, вырос в период экономического бума начала XX в. и действительно может считаться последним архитектурным шедевром Петербурга. Небоскреб «Газпрома» – попытка создать новый шедевр, без разрушения старых взглядов это невозможно, полагает мой собеседник. Родом он, кстати, из Сибири.

Экономический расцвет начала XXI в. ничем не украсил улицы и набережные Северной столицы. Среди зданий, построенных частными девелоперами в историческом центре, попадаются откровенно уродливые, а в лучшем случае дома умело вписаны в существующую среду. Приятным исключением могла стать вторая сцена Мариинского театра, которую спроектировал Доминик Перро, но сказать новое слово стоимостью 9,5 млрд руб. французскому архитектору не довелось. И башня, на которую государственный концерн собирается потратить 60 млрд руб., боюсь, ситуацию уже не изменит. Тем более что экономический бум позади.