Статья опубликована в № 2449 от 23.09.2009 под заголовком: От редакции: Два окна

Закон о госуслугах подрывает основы государственности

Рядовой гражданин сталкивается с государством чаще, чем кажется. Оформить в собственность дачу или квартиру, получить паспорт, оформить пенсию или гражданство, зарегистрировать автомобиль – государство непосредственно оказывает гражданам около сотни разных услуг. И крайне редко общение с ним оказывается простым и комфортным.

На днях депутаты от «Единой России» предприняли новую попытку найти управу на бюрократов. Они внесли на рассмотрение Госдумы проект закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций».

Суть предложения в том, что вместо запутанных походов по инстанциям гражданин должен будет прийти в некий многофункциональный центр, заявить чиновникам о своей потребности и на выходе получить желаемую услугу. Сбор необходимых справок, экспертиз, согласований и заключений чиновники центра должны будут взять на себя. При желании общение с чиновниками вообще может происходить бесконтактно: любой документ может быть запрошен и предоставлен в электронном виде, для чего правительство готово запустить специальный портал.

Разумеется, оказывать государственные услуги чиновники должны бесплатно – ведь гражданин уже один раз за них заплатил в виде налогов. Но в законопроекте есть оговорка: «для оперативности» центры могут предложить гражданам оплатить их работу. Перечень услуг и расценки утвердит правительство. Говорят, есть и проект этого перечня: в него включена 61 услуга, которые оказывают ГИБДД, Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд и Росреестр.

Представим теперь картину светлого будущего (источники «Ведомостей» утверждают, что реальным автором законопроекта является правительство, которому Госдума уже пообещала проштамповать его в ускоренном порядке, чтобы новация заработала с 2010 г.). Многофункциональный центр по оказанию госуслуг где-нибудь на окраине Москвы. Очередь к «одному окну», куда выстроились и пенсионеры, желающие оформить пенсию, и гастарбайтеры, обратившиеся за разрешением на работу, и новоявленные собственники автомобилей, которые хотят поставить их на учет, и бог знает кто еще и зачем. Услуг-то около 100! И все – только через это окно. Сидят, нервничают, потеют, ругаются.

А рядом – ускоренная процедура получения тех же услуг, но за плату. Удобные кресла, улыбчивый персонал, быстрота обслуживания. И не надо думать, как бы половчее дать взятку – все официально, через договор по оказанию государственных услуг. Мечта, да и только. Ускоренное возмещение НДС? Пожалуйста. Ускоренный техосмотр или загранпаспорт? Нет проблем! Скоростное растаможивание груза? Любой каприз за ваши деньги.

В законопроекте говорится, что его реализация не потребует дополнительных ассигнований из бюджета. Какие там бюджетные расходы! Законопроект в его нынешнем виде предоставит правительству самый надежный и полновесный источник бюджетных доходов на долгие годы вперед. Никакие изменения внешнеэкономической конъюнктуры нам отныне будут не страшны.

Государство отнимет хлеб у тысяч посредников по всей стране. Сейчас гражданин, чтобы сэкономить время, приходит и платит посреднику, скажем, 5000 руб. Но ведь этими деньгами посредник должен еще поделиться с чиновником, ведь в конечном счете услугу оказывает именно он. Убираем лишнее звено, и вот уже гражданину экономия, а государству польза: всего, скажем, за 3000 руб. человек получает нужную услугу, а бюджет – свою копеечку. Абсолютно официально. И чем хуже чиновники будут работать, тем больше будет зарабатывать бюджет: чем длиннее очередь в «одно окно», тем больше желание у страждущего гражданина воспользоваться «оперативным» окошечком.

Одна только загвоздка. Второе окно – это, по сути, параллельное государство. Зачем нам тогда первое?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать