Украинско-российские отношения достигли дна

Украинско-российские отношения достигли дна, от которого и Москва, и Киев сейчас пытаются оттолкнуться. Не хочу снимать с России и российской элиты ответственность за появление этих проблем. Но, как украинский экономист и политик, считаю необходимым в первую очередь говорить о наших просчетах и заблуждениях.

Надо признать, что украинская внешнеполитическая стратегия за последние пять лет свелась к попыткам встроить страну в некий фронтир или санитарный кордон вокруг России. Этот курс нанес Украине огромный экономический вред, ослабил наши позиции на постсоветском пространстве, превратил Москву в мощнейшего международного оппонента украинских интересов, принудил к не оправданным собственной выгодой шагам и уступкам в интересах западных партнеров. А с приходом к власти в США администрации Барака Обамы такая политика и вовсе стала полнейшим анахронизмом. Команда Виктора Ющенко продолжает проводить политику, которая уже неинтересна даже Вашингтону.

Во многом в результате этих действий из непростого партнера Украины Россия превратилась в жесткого оппонента. Это ведет к срыву многих важных двусторонних проектов, свертыванию военно-технического сотрудничества, переориентации российских транзитных грузов с украинских портов на другие, побуждает Москву торпедировать украинские политические и экономические интересы в третьих странах.

К сожалению, до президентских выборов в Украине (в январе 2010 г. – «Ведомости») уже не приходится ждать существенной коррекции внешнеполитического курса официального Киева. Но кто бы ни занял кресло главы украинского государства, важнейшим его международным приоритетом станет нормализация отношений с Россией. Одним из путей к этому может стать обращение к проекту «совместного индустриального прорыва», заключающегося в создании максимально благоприятных условий для высокотехнологической промышленной кооперации, а трудноразрешимые политические и гуманитарные проблемы следует отодвинуть на второй план.

Первые подвижки на этом направлении есть уже сейчас. В конце августа российская сторона решила вернуться в проект создания среднетяжелого военно-транспортного самолета Ан-70. Киев и Москва уже потеряли 15 лет из-за политических проволочек – первый полет опытный образец совершил еще в 1994 г. Но даже сейчас машина имеет очень высокий конкурентный потенциал – она может взлетать с 20 т груза с неподготовленной полосы длиной всего 600 м. Кризис показал, что в целом ряде перспективных сегментов (кроме Ан-70 это еще среднемагистральный пассажирский Ан-148, региональный грузопассажирский Ан-140, уникальный по грузоподъемности Ан-224 «Руслан») украинские и российские авиастроители по отдельности не могут не только успешно конкурировать на международных рынках, но даже обеспечивать внутренние потребности ВВС и авиакомпаний.

Многообещающей представляется кооперация в освоении космоса, ядерной энергетике, нанотехнологиях, судостроении. Украина и Россия технологически крайне отстают уже не только от США, Японии и многих членов ЕС, но и от Южной Кореи, Тайваня, Бразилии, Израиля. Будет большой ошибкой усугублять наше отставание созданием политических барьеров промышленному и научному взаимодействию.

Уже в короткой перспективе вполне реально снизить градус напряжения в украинско-российских отношениях за счет ставки на экономическое сотрудничество, отказа от излишней поддержки Грузии, свертывания кампании переоценки совместной истории.

При этом Украина должна жестко отстаивать свой суверенитет и территориальную целостность, пресекать подрывные действия отдельных российских сил в Крыму и Севастополе, настаивать на соблюдении культурных и языковых прав трехмиллионной украинской диаспоры в России. Нельзя позволить себе выйти из жесткой конфронтации и ввалиться в поле неоправданных уступок и умиротворения.

Киев должен всячески давать понять Москве, что нормализация отношений не означает отката к 1991 г. и проектам нового союзного договора. Надо быть реалистами – Россия еще не скоро признает за Украиной полную международную правосубъектность и суверенитет. Но, зная это, большая часть украинской элиты и общества тем не менее стремится к тесному партнерству с Российской Федерацией. Перед обеими нашими странами стоит крайне сложная задача – занять достойное место в экономической структуре посткризисного мира. Активно взаимодействуя или хотя бы не конфликтуя между собой, и Киеву, и Москве сделать это будет намного легче.