Долларовый кризис - дело 5-10 лет

Когда же, наконец, Китай поймет, что не может вечно копить доллары? У него уже больше $2 трлн. Он и правда хочет $4 трлн? Неужели китайцы не боятся повторения опыта Европы 1970-х, даже глядя на то, как США втягиваются в долгосрочные антикризисные расходы?

Европейцы в 1950–1960-х гг. скопили огромные запасы казначейских векселей США, пытаясь удерживать фиксированный уровень валютных курсов, как это делает сегодня Китай. К сожалению, покупательная способность долларов сократилась в 1970-х гг., когда затраты на ведение войны во Вьетнаме и рост цен на нефть привели к росту инфляции.

Возможно, китайцам не о чем беспокоиться. Мировые лидеры, которые недавно собрались на саммит «двадцатки» в Питсбурге, заявили, что предпримут все меры, чтобы подобное не повторилось вновь. Ключевой элемент их стратегии – в уменьшении «глобального дисбаланса» (это эвфемизм для огромного торгового дефицита США и активных торговых балансов в других странах, не в последнюю очередь в Китае).

Тот факт, что мировые лидеры признают, что глобальный дисбаланс – это огромная проблема, является хорошей новостью. Многие экономисты, включая меня, считают, что страсть Америки к иностранному капиталу для финансирования своего потребления сыграла критическую роль в подготовке условий для кризиса. Дешевые заграничные деньги опьянили и без того хрупкую систему финансового регулирования и надзора, которая больше нуждалась в дисциплине, а не в наличных.

К сожалению, мы и раньше слышали, что США считают дисбаланс проблемой. В преддверии кризиса дефицит платежного баланса США достиг 70% объема фондов, накопленных Китаем, Японией, Германией, Россией, Саудовской Аравией и всеми странами с профицитом платежного баланса. Но США продолжали «смазывать колеса» своего финансового сектора. Европейцы тоже улучшали производительность труда и повышали внутренний спрос очень медленно, в то время как Китай продолжал наращивать экспорт.

Только кризис и смог притормозить заимствования США. Но будет ли продолжаться эта стратегия? По мере нормализации экономики возобновятся потребление и инвестиции. Когда это произойдет (а правительство явно не собирается затягивать пояс), аппетит США к иностранным деньгам снова возрастет. Конечно, правительство США заявляет, что хочет сдерживать заимствования. Но учитывая, что экономике нужно выбираться из рецессии, трудно себе представить, как правительство может выполнить обещания, сделанные в Питсбурге.

Реальные изменения должны исходить от Китая, который больше всех пострадает от фиаско доллара. До сих пор Китай направлял свое внимание на внешние рынки, чтобы экспортеры могли выйти на уровень, когда можно почувствовать экономию от масштабов производства, необходимую для улучшения качества и продвижения вверх по цепочке приращения стоимости. Но можно точно так же переориентировать экономику на увеличение внутреннего спроса. Конечно, прежде надо укрепить социальную систему и внутренние финансовые рынки. Но при потреблении в 35% ВВП (по сравнению с 70% в США) есть много пространства для роста.

Китайские лидеры четко понимают, что их запас казначейских векселей представляет собой проблему. Иначе они бы не призывали МВФ ввести альтернативу доллару. Беспокойство оправданно. Долларовый кризис не за горами, это реальность ближайших 5–10 лет. Китай не хочет оказаться с портфелем в $4 трлн, когда это произойдет. В его интересах – занять лидирующую позицию в выполнении питсбургских договоренностей. (Печатается с разрешения Project Syndicate.)