Как вернуть российских ученых с именами в Россию

В письме русских ученых, работающих за рубежом, опубликованном на прошлой неделе в «Ведомостях», говорится о плачевном состоянии российской фундаментальной науки. Говорится не в первый раз, но убедительнее, чем раньше, потому что очевидно: подписавшие письмо просят не за себя.

Если бы я был президентом, премьером или министром, т. е. по определению человеком, который в науке не разбирается, как мог бы я узнать, хорошо ли обстоят дела в той или иной области российской науки или даже в каком-то конкретном академическом институте или университете? Да очень просто – спросить, готовы ли в этом институте создать совет из ученых ведущих мировых научных центров, который будет решать вопросы отбора кандидатов на работу и продвижения по карьерной лестнице (здесь нет ничего обидного – во многих ведущих университетах в мире важную роль в вопросах академического продвижения играют представители других вузов). Не готовы – значит, есть серьезные проблемы.

Уже после появления письма министр образования и науки Андрей Фурсенко сказал, что процесс возвращения ученых в нашу страну скоро примет лавинообразный характер, и назвал несколько университетов, куда уже вернулись специалисты. К сожалению, он не назвал имен, а ведь в науке безымянных гениев не бывает. Не нужно быть специалистом, чтобы что-то понять о силе ученого – а что еще может быть нужно министру? Если это опытный ученый, то у него должен быть высокий индекс цитирования в международных реферируемых журналах, если молодой, то можно назвать имена тех опытных коллег, которые считают его перспективным.

Собственно, идеальная схема – чиновник собирает научный совет из ведущих ученых в мире, чтобы они решали вопрос о том, кому достанутся выделенные государством деньги, – выглядит вполне осуществимой. Например, можно было бы создать программу федеральных грантов для университетов, по которым финансировались бы позиции профессоров, отобранных по конкурсу. Начать с тех наук, где кроме кабинета, компьютера, поездок на конференции и зарплаты ничего не нужно, – той же математики. Выгода вуза – профессор, имя которого будет привлекать сильных абитуриентов, плюс, скажем, 40% от зарплаты профессора на административные расходы. Все остальные деньги гранта – на зарплату, потому что зарплатные деньги самые прозрачные. (Если о проекте говорится, что в нем заложены деньги на покупку квартир, – верный признак, что что-то нечисто. Нужна квартира – увеличь зарплату на эту сумму.) Ректору вуза будет легче объяснять сотрудникам, работающим сейчас, почему у них теперь есть коллега, получающий в четыре раза больше них и имеющий в четыре раза меньшую преподавательскую нагрузку, – эти деньги не из текущего бюджета вуза. Конкурс может проводить правительство – лишь бы он был полностью открытым, а жюри состояло из ведущих ученых.

Нереалистично? Или стоит попробовать?