Правительство наносит удар по "АвтоВАЗу"

Правительство может продлить программу субсидирования автокредитов на 2010 г., отменив при этом ограничение на стоимость автомобиля (см. статью на стр. Б1).

Этот шаг, если будет сделан, ослабит позиции «АвтоВАЗа», и без того находящегося на грани банкротства. Поначалу именно его продукция попадала в ценовое ограничение в 350 000 руб. (программа начала работать в апреле), с августа доля субсидируемых кредитов на вазовские автомобили снизилась (ограничение было поднято до 600 000 руб.). И снизится еще, если ограничение будет отменено. Продление действия высоких импортных пошлин не позволит увеличить объемы продаж «настоящих» иномарок, но вырастет спрос на продукцию российских сборочных производств крупнейших мировых производителей как более качественную. Наверное, покупатели будут рады.

В большинстве стран, которые применили в качестве антикризисной меры программы субсидирования покупки новых автомобилей, эти программы уже заканчиваются. С их помощью удалось на пике кризиса поддержать потребление, автопроизводителей и их рабочие места, показатели торговли и ВВП. В какой-то мере страны, субсидировавшие обновление парка автомобилей, получат эффект в сфере экологии, безопасности, энергоэффективности. Впрочем, аналитики предупреждают, что с точки зрения макроэкономики мера была бессмысленной: после окончания программ показатели резко снизятся.

Российская программа, в отличие от большинства западных, не субсидирует покупку нового авто напрямую, а субсидирует кредитование. Утилизация старых машин также не налажена. С учетом ограничений по цене основным адресатом помощи были банки и неконкурентоспособные автопроизводители. Возможно, отказ от ценовой планки надо рассматривать в свете дискуссии в правительстве о судьбе «АвтоВАЗа».

Вообще, субсидирование автокредитов полезно в том смысле, что государство отчасти компенсирует высокие страновые риски, которые и приводят к высокой ставке. Поэтому отмена ограничения по цене полезна – она расширит круг потребителей, имеющих право на такую компенсацию. Возможно, объемы этой программы, а также программ поддержки ипотеки и образовательных кредитов надо расширить.