Алексей Кудрин покусился на доходы московского правительства

Не часто можно наблюдать открытую публичную перепалку высших чиновников, но московский мэр Юрий Лужков и министр финансов Алексей Кудрин – исключение. Во всяком случае, градоначальник не раз подвергал сомнению компетентность главного финансиста страны, обвиняя его и в неправильном использовании нефтегазовых доходов, и в инфраструктурных проблемах, и в бедах реального сектора.

В октябре они в очередной раз обменялись обвинениями. Сначала Лужков обрушился на Минфин. «Немцы в 1941 г. не смогли остановить строительство метро в Москве, Кудрин в 2010 г. – смог» – так мэр Лужков прокомментировал новую схему раздела акцизов на бензин и нефтепродукты между регионами (с учетом длины дорог, а не числа машин), из-за которой столица недополучит более 20 млрд руб. Кудрин потери столицы признал, объяснив, что другим регионам эти деньги сейчас нужнее, и предложил Москве сэкономить на расходах на чиновников, которые в этом году должны вырасти на 24%. Пресс-секретарь мэра Сергей Цой назвал эти данные «прошлогодним снегом». Весь 2009 г. в Москве зарплата госслужащих сохраняется на уровне октября 2008 г., утверждает первый вице-мэр Юрий Росляк, расходы на содержание органов власти вырастут лишь на 3%. Сам Кудрин в интервью «Вестям» говорил, что основывался на данных мэрии, в том числе отчете об исполнении расходов за восемь месяцев.

Что поссорило чиновников – акцизы или зарплаты, – не ясно. Но перепалка продолжалась вплоть до того, как на днях стало известно, что Минфин выделит столице льготный кредит (четверть ставки рефинансирования, т. е. под 2,5% годовых) на 16,5 млрд руб. Чиновники мэрии и Москомзайма утверждают, что кредит обсуждался еще в сентябре, а то и в мае. Лужков ранее негодовал, что Минфин, изымая деньги у столицы, предлагает «взамен кредиты, которые надо возвращать, да еще и с процентами».

Представители мэрии и Минфина причины ссоры не комментируют, как и перспективы примирения: будут ли вице-премьер и мэр судиться или требовать публичных извинений. Кудрин неправильно интерпретировал цифры, он мог бы представить просто правдивые данные в правительство или Госдуму, говорит чиновник мэрии. Кому же нужен суд, ироничен сотрудник Минфина: ведь суд может проверить структуру расходов чиновников, на что они тратят бюджетные средства, в том числе какие госзакупки проводят. У чиновников нет деловой репутации, и в суде ее не защитить, но зато у них есть лоббистский ресурс – в том числе при решении бюджетных проблем. В этих деньгах и можно оценить их деловую репутацию.