В России все меньше гендерного равноправия

Россия стала 51-й из 134 стран в ежегодном рейтинге гендерного равноправия (The Global Gender Gap Report), который рассчитывается Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Место вроде бы высокое, но на самом деле мы теряем позиции – в 2008 г. Россия была 42-й.

ВЭФ рассчитывает индекс равноправия полов по четырем категориям: возможности в получении услуг здравоохранения, образования, трудоустройстве и развитии карьеры, участии в политике. Позицию России подрывает последний показатель – по участию женщин в политике мы на 99-м месте (а, например, по участию в экономике и развитию карьеры – на 24-м).

Председатель Союза женщин России (и зампредседателя комитета Госдумы по труду и социальной политике) Екатерина Лахова недавно с гордостью докладывала Генассамблее ООН, что Россия занимает третье место в мире по числу женщин, занятых в бизнесе, в Госдуме 14% женщин. У женщин «появился реальный шанс для прихода во власть благодаря работе с политическими партиями», а государство ставит вопросы демографии «наравне с вопросами национальной безопасности».

Г-жа Лахова затронула все противоречивые характеристики гендерного равноправия в России. Процент работающих женщин был велик еще в СССР, такова была официальная установка. В зарплате они как уступали мужчинам, так и продолжают уступать. Зато в СССР было много бесплатных детских садов – в современной России число садиков сокращается, что снижает возможность работы для матерей. Отсутствие инфраструктуры для матерей противоречит и той самой демографической политике.

Что касается работы с политическими партиями, то здесь женщины являются скорее воплощением российской имитационной демократии, украшая картинку репортажа из Думы. Да и 8 Марта у нас не повод выйти на улицу защищать свои права, а праздник женской красоты.