"Газпром" не слушает собственных аналитиков

Похоже, аналитические материалы по оценке инвестиционных рисков, выполненные специалистами Газпрома, не доходят до руководства газовой монополии. В проекте "Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года", составленном накануне глобального экономического кризиса, приводится точное и честное описание возможных последствий инвестиционной политики Газпрома (стр. 8-3):

"Риск омертвления инвестиций в создание производственных мощностей может возникнуть в результате незапланированного падения добычи на месторождениях, следствием чего будет являться недозагрузка газотранспортных мощностей. В связи с выполненной в Генсхеме работой по синхронизации мощностей в добыче и транспорте газа, а также с учетом возможностей использования месторождений-сателлитов, данный риск оценивается как низкий.

Создание избыточных производственных мощностей также может являться результатом неподтвержденного прогноза спроса на газ. Риск отставания спроса на газ от запланированных темпов относится к группе маркетинговых рисков и имеет более высокое значение (может привести к более серьезным последствиям), чем предыдущие риски, в связи со сложностью его прогнозирования и минимизации.

Данный риск оценивается наиболее высоко, в первую очередь, для оптимистических прогнозов развития рынков газа в России и за рубежом. Так, в случае превышения введенных мощностей над реальным спросом значительно снизится эффективность инвестиций в проекты по развитию добычи и транспорта газа, что, в свою очередь, повлечёт существенное снижение показателей эффективности всей отрасли в целом. К таким же последствиям приведут риски снижения экспортных цен и отставания развития рынка газа в России."

Экономический кризис и развитие новых технологий добычи газа привели к тому, что перечисленные выше риски стали объективной реальностью. Несмотря на это, руководство Газпрома и российское правительство сознательно идут на дополнительное увеличение размеров омертвленных инвестиций и снижение показателей эффективности газовой отрасли. Увеличение мощности газопровода "Южный поток" с 31 до 63 млрд куб.м в год, строительство пустой второй нитки газопровода Nord Stream, проект "Голубой поток-2", строительство нового газотранспортного коридора "Бованенково-Ухта" и газопроводов в Починки и Торжок приведут к тем самым "более серьезным последствиям", о которых говорится в Генсхеме. На мой взгляд, это прямой путь к банкротству либо Газпрома, либо потребителей газа, которым придется из своего кармана оплачивать ошибки главной монополии Российской Федерации и прибыли подрядчиков и посредников, занятых в строительстве ненужных газопроводов. Предыдущий опыт подсказывает, что в случае необходимости выбора между интересами сторон, правительство отдаст предпочтение Газпрому и его подрядчикам, а не всем остальным предприятиям России.

Разумеется, правительство рискует Газпромом и ради еще одной важной задачи - "наказания" Украины за Оранжевую революцию 2004 года.