Глядят, притаившись, гипсовые

Обращение Дмитрия Медведева в День памяти жертв политических репрессий blog.kremlin.ru/post/35/transcript и реакция на него - оно стало хитом новостей и отчасти - блогосферы заставляет о многом задуматься.

В принципе президент рассказал о нашем прошлом нечто хрестоматийное. Ничтожность цены человеческой жизни в сталинские годы,   массовые убийства - преступления тирана и его окружения, которым нет оправдания и срока давности - вроде бы это все достаточно давно известно.

Кое-что стало известно после ХХ съезда, когда как выразился Фазиль Искандер "Хрущиту (Хрущеву - авт.) надо было покрепче сказать о вурдалачестве Большеусого" thelib.ru/books/iskander_fazil/tri_rasskaza-read.html  В  последние 20 лет стало ясно, что массовые репрессии против простых людей - крестьян, рабочих, младших офицеров и священников не ограничивались всплеском большого террора 1936-1938 гг.  Они начались до Сталина, а отдельные рецидивы - Берлин в 1953 г., Венгрия в 1956 г., подавление волнений в Тбилиси в том же 56 (в поддержку Сталина, к слову) Темиртау в 1959 и Новочеркасск в 1962 случались и позднее.

Но вот что интересно. В последние годы разоблачения преступлений коммунистического режима в конце 1980-х - и 1990-х гг. власти и близкие ей пропагандисты связывали с неприятными для подавляющего большинства населения издержками президентства Ельцина.   Они пытались доказать, что тиран действовал вполне рационально и представить жертвы террора допустимыми издержками необходимой форсированной индустриализации. А заодно - занизить их число. prosv.ru/ebooks/Danilov_Istoria_1900-1945/12.html

Например, в упомянутом в ссылке издании автор предлагает ограничить число репрессированных "людьми, осужденными к смертной казни и расстрелянными". 

Хотелось бы спросить у автора, кем тогда считать осужденных к длительным срокам и ссыльных крестьян? Отдыхающими что ли за госсчет? Может быть еще с них деньги за содержание и питание потребовать? К слову - когда была последняя высылка "кулаков" в России? Сам, работая в архиве, видел документы - в 1951 г. в Псковской области высылали из районов, бывших до 1940 г. частью территории Эстонии. 

Впрочем, направление мыслей авторов, которые обижаются, что их называют пропагандистами, легко просматривается. Самая лучшая модель модернизации в России - авторитарная и ее успех оправдывает издержки, в том числе и человеческие жизни. Сохранившиеся памятники тирану - один из них видел в Беслане в сентябре 2004 г., восстановленные строки сталинского гимна в метро "Курская" и согласие главного архитектора Москвы Александра Кузьмина возвратить в столичную подземку монумент вождю www.rian.ru/moscow/20091023/190260658.html  наглядно иллюстрируют слова из песни Александра Галича "Ночной дозор"

"Восвояси уходят бронзовый,

Но лежат, притаившись, гипсовые

Пусть до времени покалечены

Но и в прахе хранят обличие!

Им бы, гипсовым, человечины,

Вновь они обретут величие."

Конечно, пока обращение Медведева - всего лишь слова. Он не предложил опубликовать списки доносчиков и тайных сотрудников спецслужб и отстранить от должности тех, кто 20 лет назад разрабатывал дела по "антисоветским" 70-й и 190-й статьям, невзирая на смену курса. Но трудно ожидать от умеренного президента того, на что не осмелился даже порывистый Ельцин. Было бы неплохо, чтобы слова не остались благими пожеланиями, а превратились в дополнительное рассекречивание архивов той эпохи, памятниками жертв расстрелов и ГУЛАГа (например, рядом с началом канала Москва-Волга на постаменте снесенного монумента вождю можно было бы поставить статую каналармейца с тачкой или лопатой)

Так или иначе, слова президента мне представляются весьма важными - госзаказ на рестайлинг сталинизма отменяется, а значит немного уменьшается и шанс увидеть в недалеком будущем его облегченную версию.  Любопытно, будут ли править ставший притчей во языцех учебник для старшеклассников и соответствующие методические разработки.