Медведев не описал желаемый им образ страны

Через несколько дней Дмитрий Медведев огласит свое второе послание Федеральному собранию. Его заранее опубликованный «конспект», последовавшие выступления президента и развернувшаяся дискуссия рождают надежды, что глава государства сделает большой шаг по пути вперед, вступить на который призывает своих сограждан.

Чего не хватает в речах и обращениях президента? На мой взгляд, в них не описан желаемый образ страны, невнятно указаны препятствия на пути к достижению этой цели и начисто отсутствует активный субъект предполагаемых преобразований.

Говоря о важнейших чертах «новой России», Медведев, скорее всего, остановится на инновационной экономике, развитии демократии, повышении качества жизни россиян. В словах на эту тему много абстрактного, а иногда и иллюзорного. Следовало бы признать, что между сырьевой экономикой и экономикой знаний лежит индустриальная эпоха, – а в статье «Россия, вперед!» президент даже не упомянул задачу развития российской промышленности. Стране нужна новая индустриализация, а не инновационные мечтания – ведь экономика, не создающая спроса на новые технологии, отторгнет инноваторов. Достойная цель для России – стать к 2020 г. главной индустриальной державой Европы, а не надеяться на то, что нас прокормят технологии, которые есть пока только в проекте. Нельзя также не видеть, что мир становится более сложным, а Россия остается далеко не самой мощной из составляющих его стран. Говоря о многополюсном мире, нельзя быть уверенным, что наша страна окажется одной из его вершин. Поэтому следовало бы четко заявить: Россия – нормальная страна с богатой историей и европейской культурой. У нее нет пути, отличного от пути европейской цивилизации. Мы – форпост Европы в Азии, а не азиатская заноза в теле Европы. Миссия России в XXI в. – вернуть европейскому экономическому и политическому центру преимущественное положение по сравнению с североамериканским и восточноазиатским. Наша задача – создать к 2020 г. единое экономическое и социальное пространство с Европейским союзом. Российская демократия может оставаться сколь угодно особенной, но она должна выполнять свою главную функцию: обеспечивать действенный контроль над бюрократией и поддерживать социальный лифт для талантливых граждан, а не друзей власть имущих.

Россия 2020 г. должна стать индустриальной европейской страной, где власть подчинена закону, а в отборе кадров доминируют меритократические принципы.

Что мешает этому? Президент говорит о «вековых» отсталости и коррупции и «исторически сложившемся» патернализме. На мой взгляд, проблема конкретнее: она в паразитизме и коррупции, безнаказанности представителей элит и банальной ограниченности кругозора силовиков. Все это появилось не в XIX или первой половине ХХ в., а за последние 10–15 лет. Причина: доминирование во власти людей с менталитетом временщиков. С ними нужно бороться – и государству надо бы начать с себя. Госкорпорации не должны работать через офшорные компании. Родственники чиновников – владеть дворцами в Европе. Государственные авиа- и судоходные фирмы – регистрировать самолеты и суда за рубежом. Если президент хочет перемен, пусть прикажет раскрыть собственников и бенефициаров всех компаний, в которых государство владеет существенными долями, а также фирм, получавших в последние годы подряды от правительственных структур или компаний с госучастием; проведет аудит соответствия имущества и активов чиновников их декларированным доходам. Идти вперед России мешают не абстрактные традиции, а конкретные люди, относящиеся к государству как к своей частной собственности.

Поставив задачи и указав на препятствия, президент должен определиться, на кого он может опереться в реализации своего «Нового курса». Замечу сразу: модернизация России – выбор меньшинства. Большинство пассивно; оно получает дивиденды от энергетической сверхдержавности и давно научилось сосуществовать с чиновниками-коррупционерами. При этом сторонники модернизации не только не встроены в нынешнюю властную вертикаль, но часто не симпатизируют ей. Среди них – люди разных имущественного и социального статусов, профессий и политических воззрений. Выявить их круг и завлечь созданием бутафорских структур невозможно. Движение «За модернизацию!» не создается дояркой и адвокатом на деньги администрации под вспышки фотокамер. Чтобы мобилизовать его сторонников, президент должен напрямую обратиться к ним за поддержкой. Допустить создание новой, выстраиваемой снизу партии. Сделать ее инкубатором новых идей, равноправным участником политического процесса. Делом доказать, что перемены в стране возможны.

Я убежден: Дмитрий Медведев искренен в желании изменить и улучшить Россию. При всей его непоследовательности он заслуживает понимания и поддержки. Хочется верить, что и он осознает свою потребность в них. Дело за малым: четче сформулировать цель; без обиняков указать на препятствия и обратиться к своим активным сторонникам. Если послание будет содержать хотя бы что-то из перечисленного, оно станет эпохальным. Вперед, Дмитрий Анатольевич! Мы верим вам и желаем вам успеха!