М.Ахмед: пришло время для партнерства с Центральной Азией

Богатая ресурсами Центральная Азия, занимающая стратегически важное местоположение между Восточной Азией и Европой и между Южной Азией и Россией, обладает колоссальным потенциалом, который пока еще не использован в полной мере. С начала перехода к рыночной экономике страны этого региона добились заметного прогресса в децентрализации своих экономических систем, создании рыночных институтов, расширении международных связей и активизации усилий по диверсификации и расширению производства и торговли. Вследствие этого – а также благодаря разумному макроэкономическому управлению, высоким ценам на биржевые товары и устойчивому притоку иностранного капитала – в этом не имеющем выхода к международным морям регионе размером с Европейский союз и населением в 60 млн человек темпы экономического роста в 2001–2007 гг. в среднем приближались к двузначным показателям.

Но, как и другие регионы мира, Центральная Азия понесла урон от глобального экономического кризиса: средние по региону темпы роста снизились с 5,7% в 2008 г. до 1,2% в 2009 г. Однако этот средний показатель скрывает важные различия между странами. Две из трех стран – экспортеров энергоресурсов в этом регионе – Туркменистан и Узбекистан – достаточно хорошо выдержали глобальный экономический спад благодаря относительно ограниченным связям с международными рынками, долгосрочным контрактам на поставку энергоресурсов и поддерживающим мерам государственной политики. Прогнозируется, что в 2009 г. в этих странах будет зарегистрирован устойчивый рост, поддерживаемый в основном за счет государственных расходов, которые возможны благодаря обильным государственным сбережениям, накопленным в предшествующие годы бума. Однако в Казахстане рост будет тормозиться затяжными последствиями банковского кризиса в этой стране, темпы роста в 2009 г., по всей вероятности, будут отрицательными на уровне примерно 2%. С возобновлением роста глобального спроса на энергоресурсы темпы роста в странах-экспортерах повысятся в 2010 г. Наоборот, две страны, импортирующие энергоресурсы, – Киргизия и Таджикистан – стоят перед перспективой снижения уровня жизни, в основном в связи с резким сокращением переводов из России и торговли с ней. По прогнозам, оживление экономики в 2010 г. будет медленным и постепенным.

Правительства стран этого региона в целом надлежащим образом отреагировали на задержки роста, которые принес с собой глобальный экономический спад, путем увеличения государственных расходов, адаптации денежно-кредитной политики, создания возможности для снижения валютных курсов в ответ на более низкие притоки иностранной валюты, вливания краткосрочной ликвидности для ограничения сокращения кредита и укрепления систем социальной защиты. В странах – импортерах энергоресурсов, где правительства практически не имели возможности обеспечить некоторые из этих мер, поддержку предоставляли страны-доноры, в том числе соседние государства Россия и Китай, а также МВФ. При том что глобальный экономический рост еще только начинает восстанавливаться, бдительное внимание к этим направлениям политики принесет пользу региону.

Помимо мер по обеспечению стабилизации в краткосрочном плане, Центральной Азии еще предстоит использовать свои исключительные возможности. Регион наделен богатыми запасами природных ресурсов (нефть, газ, золото, уран и гидроэнергия), а также располагает молодой и образованной рабочей силой. Этот экономический потенциал можно развить быстрее при наличии сильного и активного частного сектора, функционирующего в эффективно и прозрачно регулируемой деловой среде. Правительства стран региона должны продолжать улучшать деловую среду, сокращая чрезмерный бюрократизм, совершенствуя управление, развивая инфраструктуру и укрепляя экономические институты.

Кроме того, чтобы использовать этот потенциал, странам Центральной Азии потребуется сотрудничать на региональном уровне, так как и рынки, и инфраструктурные проекты часто носят трансграничный характер. Урегулирование политических различий – в частности, в водном и энергетическом секторах – будет иметь ключевое значение для укрепления регионального сотрудничества. По-прежнему имеются также значительные возможности для извлечения выгод из внешней торговли путем либерализации торговых режимов.

Доноры могут внести вклад в углубление сотрудничества стран этого региона, укрепив предоставляемую поддержку в осуществлении региональных и связанных с ними проектов. Однако поддержка не должна ограничиваться финансовой помощью; она должна быть также нацелена на создание механизмов и развитие институтов, которые могут способствовать развитию связей и диалога. В соответствии с этим Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества предусматривает важный механизм, который уже позволил добиться значительного прогресса, но может быть еще больше усовершенствован. В течение следующего года МВФ намерен создать региональный центр по технической помощи, который обеспечит еще одну площадку для развития сотрудничества.

В начале XXI в. пришло время для нового глобального партнерства с Центральной Азией. Международное сообщество активно заинтересовано в том, чтобы помочь ей выйти из кризиса и превратиться в стабильный, безопасный и процветающий регион.