Россия не проиграет от срыва сделки по Opel

В многомесячной саге о продаже/непродаже Opel, кажется, поставлена точка: немецкая автомобилестроительная компания остается в собственности General Motors (GM). Совет директоров GM принял логичное и ожидаемое решение: только жесточайшая и неотложная нужда в наличных могла бы сподвигнуть GM на продажу Opel. Но после того как американская компания объявила о росте своих продаж в США впервые за 21 месяц, эта нужда стала казаться не столь уж острой.

Причина решения не в амбициях GM, многие годы носившей титул «крупнейшая автомобилестроительная компания мира». И даже не в том, что сегодняшний Opel, хоть теряет деньги, представляет собой очень лакомый кусок: только что обновленный модельный ряд, бестселлер Insignia, еще один потенциальный бестселлер – новая Astra. А в том, что в нынешней структуре GM каждое из четырех региональных подразделений компании (североамериканское, австралийское, южнокорейское, европейское) отвечает за разработку автомобилей разных сегментов. Opel – за самые востребованные автомобили в нынешней экономической ситуации, малолитражные. GM не может позволить себе лишиться Opel – заменить разработки немецких инженеров нечем. Какое-то время такой трехногий тигр смог бы прожить, но в перспективе GM была бы не в состоянии соперничать с другими оголодавшими, но неизраненными хищниками мирового автопрома.

Не факт, что в компании Magna Int. сильно расстроились из-за распада сделки. Ведь Magna – один из крупнейших поставщиков автокомплектующих в мире – в случае покупки Opel своими руками создавала конфликт интересов. Если Ford и PSA Peugeot Citroen заявили о том, что доверяют Magna, то другой ее крупный покупатель – Volkswagen высказал серьезную озабоченность грядущей сделкой.

На первый взгляд проигравшей выглядит Россия: о доступе к современным технологиям автопроизводства через покупку европейской компании и о внедрении их, например, на ГАЗе, мечтать больше не приходится. По-моему, оно и к лучшему: в современных условиях нам надо не мечтать о нано- и прочем хайтеке, а задуматься о перестройке госуправления, чтобы дать хоть немного воздуха бизнесу, – тогда и технологии будет кому разрабатывать и кому применять. Без этого все останется болтовней.

Ну а GM тем временем уже заявила о готовности сотрудничать с ГАЗом напрямую.