К.Сонин: русских экономистов ровно шестеро

На прошлой неделе я опубликовал в «Блоге профессоров РЭШ» на Slon.ru список российских ученых-экономистов, которые могли бы помочь российскому правительству при оценке национальных программ борьбы с кризисом стран, входящих в G20. Сразу скажу: я не считаю, что оценка экономической политики – удел исключительно академических ученых. Хотелось бы только, чтобы они участвовали в этом процессе. Список сам по себе не так важен – в конце концов, это личное мнение, но обдумывать параметры выбора кандидатов в этот список было интересно. Что такое, действительно, русский ученый-экономист?

Чем отличается академический ученый, работающий в какой-то области знания, от прикладного специалиста в той же области? Самый простой ответ состоит в следующем: «целевая аудитория» работ академического ученого – это его коллеги-ученые. Как бы ни был талантлив экономист в инвестбанке (а там нередко работают лучшие выпускники лучших университетов в мире), потребители его продукции – руководство банка, трейдеры, клиенты и только в последнюю очередь – другие аналитики. То же самое с редактором отдела финансов в газете или публицистом – они пишут для читателей, а не для коллег.

То, что кто-то пишет статьи или книги для коллег, не делает его квалифицированным ученым. «Порог качества» я установил примерно так: у экономиста должны быть или статьи в журналах, или книги в издательствах, в которых есть научное рецензирование, или работы такого же уровня. Последнее, конечно, делало критерий полностью субъективным, но иначе список был бы слишком короток. Да и субъективность оценки – не такая большая проблема, когда речь идет о науке. Было бы здорово, если бы появились другие списки – можно было бы обсудить конкретные работы того или иного экономиста. Разбор статьи обычно позволяет быстро установить уровень научной квалификации.

Но самым трудным вопросом при составлении списка для меня было: что такое «русский экономист»? Можно, конечно, выбрать среди лучших экономистов в мире без учета их национальности, но тогда те, кто работает в России, в список не попадут. Для простоты я считал, что все уроженцы Российской империи – СССР – России, вне зависимости от того, где они живут и работают, являются «русскими». Однако, возможно, правильнее было бы сделать по-другому. Надо было считать «русскими учеными» просто всех, кто преподает у нас. Действительно, наука – что математика, что физика, что экономика – по определению не имеет национальных границ. Имеет национальные границы образование. Особенно, конечно, школьное, но и бакалавриат, и даже магистратура. Значит, тех, кто преподает в нашей стране, можно считать «русскими экономистами». По этому критерию в мой список добавляются всего шестеро – Оливье Бертран из СПбГУ, Пол Доуэр из РЭШ, Станимир Морфов, Фабиан Слонимчик и Карстен Шпренгер из ВШЭ, Дин Фантаццини из МГУ, но разве это мало?