Повышение транспортного налога проверит региональные власти на состоятельность

Повышение базовой ставки транспортного налога, казалось бы, хороший повод проверить региональные власти на экономическую и политическую состоятельность. Но проверка в известной степени иезуитская.

Госдума в третьем чтении приняла закон, удваивающий базовую ставку транспортного налога (см. статью на стр. А1). Абсолютные значения ставки определяются региональными властями, которые могут ее снижать до 10 раз и повышать до 5 раз. Формально лишь выросла вилка. Голосовавшие за поправки депутаты-единороссы говорят, что это увеличит самостоятельность региональной власти, Минфин считает, что новый порядок может дать региональным бюджетам до 7,5 млрд руб. уже в 2010 г. То есть Минфин предлагает регионам в качестве компенсации за недавние изъятия в пользу центра (например, централизацию сбора НДПИ) увеличить ставки транспортного налога и пополнить бюджеты. А депутаты взывают к политической сознательности региональных властей, которые, конечно же, учтут трудное положение ряда категорий граждан, а также тот факт, что транспортный налог – сам по себе чувствительная категория.

Регионы пока действительно не особенно стремятся повышать налог: 10–20–30% от старой ставки. Москва и Петербург вообще не будут повышать в 2010 г. В региональных доходах доля поступлений от транспортного налога невелика. Сильнее всего его повысят там, где самое большое выпадение доходов в связи с кризисом, – т. е. в развитых промышленных регионах с большим спадом производства.

Ограничивает власти понимание напряженности ситуации – сложнее всего повышать ставку в регионах с насыщенным автопарком. Поэтому, а также благодаря относительно благополучной бюджетной ситуации не повышают ставку две столицы.

В итоге и компенсация невелика, и решения придется принимать сложные – за возможные социальные последствия можно быстро получить по шапке.