Пол Кругман: в беде лучше быть французом, чем американцем

Кредо либералов

Пол Кругман

М.: Европа, 2009, 368 с.

Если у вас наступила полоса невзгод или не задалась вся ваша жизнь, то вам лучше быть французом, чем американцем, утверждает Пол Кругман, нобелевский лауреат по экономике, выпекающий каждый год книгу за книгой. Все дело в том, что во Франции государство всегда помогает гражданам в трудные времена. Этот и подобные выводы ученый подтверждает солидной научной базой, но читать сей труд в отличие от большинства фундаментальных исследований легко и приятно. Так же приятно осознавать, что «если у вас все в порядке, то быть французом накладно: ставка подоходного налога во Франции выше, чем в США, да и величина начислений на зарплату, особенно та часть, которую официально платит работодатель (хотя, по сути дела, удерживает из вашего заработка), намного выше».

Что не очень приятно осознавать, так это то, в какие времена нам, россиянам, довелось жить. Об этом задумываешься, когда читаешь о миллиардерах США столетней давности. Они «были именно теми, кем мы их обычно представляем: верхушкой криминального мира, а также людьми, сделавшими состояние на развитии железнодорожного транспорта, фабричного производства и добывающих отраслей – таких, как нефть и уголь», пишет Кругман. Впрочем, российские нувориши, судя по книге «Пристанище богатеев» Роберта Франка из Wall Street Journal, на которую ссылается нобелевский лауреат, быстро учатся у своих заокеанских визави. Ведь американские богачи уже «выстроили самодостаточный мир с собственной системой здравоохранения (придворными врачами), закрытым туристическим бизнесом (частными самолетами и клубным отдыхом) и отдельной экономикой <...> Богатые не просто обогащаются все больше; они становятся «финансовыми инопланетянами», создавшими для себя государство в государстве, общество в обществе, экономику в экономике».

Впрочем, американские богачи уже не те, что сто лет назад. По мнению Кругмана, собственность «уже не служит главным источником, обеспечивающим элитный статус». Он пишет, что в наши дни «даже мультимиллионеры основную часть своих средств получают в форме денежного вознаграждения» и ныне олицетворением американца с высокими доходами «стал менеджер высшего звена, щедро вознаграждаемый за свои усилия бонусами и опционами». «Даже на самом верху – среди тех, кто принадлежит к 0,01% населения с наивысшими доходами, – почти половина их приходится на денежное вознаграждение, – уточняет ученый. – Приблизительно половина этой «суперэлиты» – высшие руководители крупных компаний (причем не только топ-менеджеры, но и служащие несколькими рангами ниже); вторая половина – знаменитости из мира спорта и индустрии развлечений».

Кругман не ругает богачей, ведь он признает, что «ни качество управленцев, ни степень, в какой это качество имеет значение, нельзя выразить точными цифрами». Тем, кто еще это делает, стоит напомнить слова ученого: «Невозможно оценивать производительность глав корпораций так же, как мы вычисляем, сколько кирпичей строитель уложит за час работы».