Мир переживает революцию, и не стоит возвращать его к прежнему виду

Не все книги, становящиеся частью общемировой дискуссии, сразу переводятся на русский. Но знать о них стоит. Мы продолжаем публикацию цикла из 12 книг о геополитике, вышедших в 2008–2009 гг.

Книга восьмая: Ramo, Joshua Cooper. The Age of the Unthinkable. Why the New World Disorder Constantly Surprises Us and What We Can Do About It. New York, Boston: Little, Brown & Co., 2009.

Обычно геополитические процессы считаются следствием продуманных (и по большей части рациональных) действий государств и их союзов. В книге, посвященной даже не философии, а психологии геополитики, Джошуа Купер Рамо, управляющий директор не нуждающейся в представлениях консалтинговой компании Kissenger Associates, позволяет себе усомниться в правильности такого взгляда на положение вещей.

Увлекательное сочинение Рамо изобилует занятными деталями и примерами, но основные его идеи могут быть сведены к трем тезисам.

Главная мысль проста: мир переживает революцию, которую автор готов сравнивать разве что с той, что имела место в эпоху «кристаллизации» Вестфальской модели суверенитета. Формируются новые модели рациональности, наши действия усугубляют проблемы, которые призваны были решать, а четкое предвидение даже относительно близких перспектив становится невозможным. И менее всего следует пытаться вернуть мир к прежнему состоянию: времена стабильности уже не вернутся – по крайней мере там, где продолжится развитие. Стабильность – это смерть в мире XXI в.

Автор настаивает: «В революционную эпоху надо учиться мыслить и действовать по-революционному; для тех, кто этому не научится, есть одно название – жертвы». Особенность нашего времени состоит в том, что современная революция не имеет внятного субъекта; она «подталкивается» политиками, бизнесменами, инноваторами, идеологами. И не только их действиями, но даже представлениями о мире. Глобализация, сближающая народы, делает их слабее: в этом сверхвзаимосвязанном мире «не следует тешить себя надеждой на то, что мы можем управлять или осуществлять контроль над системами, в десятки тысяч раз более сложными, чем наши представления о них».

Отсюда вытекают два других существенных тезиса. С одной стороны, в новом столетии дезавуируются понятия силы и слабости. По подсчетам Рамо, после Второй мировой войны в конфликтах, в которых великие державы посылали свои сухопутные армии за пределы собственных границ, счет побед и поражений оказался 21:1 в пользу «слабых». В результате у «сильных» сегодня «очень много разрушительной мощи, но почти нет возможностей для защиты».

Осмысление нового мира в старых категориях – анахронизм. А те, кто в наше время хочет добиться успехов в геополитической экспертизе, должны хорошо знать ситуацию в любой из областей, где быстрые перемены являются правилом; придавать значение фактам, а не теориям; обладать навыками кризис-менеджера; и напрочь отвергать любые стереотипы (в том числе даже тезис о неизбежности победы демократии и либерализма). В новом мире все равны и все уязвимы.

С другой стороны, автор подчеркивает: государства если еще не второстепенная, то по крайней мере уже не доминирующая действующая сила в глобальном мире. Похоже, лично он не слишком рад этому обстоятельству, но это факт. Рамо отмечает десятки примеров того, как правительства не только не могли справиться с новыми вызовами, но даже не замечали их. История хакера Дэна Камински – пример неслучившегося Армагеддона, в котором государство, вмешайся оно в процесс, могло бы лишь навредить.

Новое время – время мобильности и комплексности всего, что нас окружает, в том числе и глобальной политики. Увы, ее пока еще делают те, кто уже не способен ориентироваться в складывающихся ситуациях. Стоит ли бояться новой эпохи? Нет. Нужно лишь стараться самим формировать ее облик, а не оставаться песком, на который новое время нанесет свой след.