Статья опубликована в № 2491 от 23.11.2009 под заголовком: Качество государства: Помощники президента

Министр Левитин вступил в публичную полемику с президентом Медведевым

Республиканец Генри Киссинджер недавно сказал, что считал Обаму не подходящим для должности президента, поэтому активно помогал его противнику. Однако, добавил он, это не меняет того факта, что «сегодня я полностью поддерживаю Обаму, буду делать абсолютно все, что в моих силах, чтобы он преуспел. Он – президент моей страны, которой нужен его успех».

Меня впечатляет умение американцев обсуждать какой-то проект (в том числе критиковать его), но после принятия решения сплотиться и заняться реализацией. Логика проста: это мой президент, моя страна, решение есть – время действовать. Иначе будет подорван не только авторитет офиса президента и разладится работа госмашины, но главное – будет нанесен ущерб стране, ослаблены ее позиции в глобальной конкуренции. При всех своих разногласиях истеблишмент США является глубоко патриотичным, ставящим во главу угла национальные интересы. В этом смысле он един, дисциплинирован и целенаправлен. Чем радикально отличается от российского.

Можно по-разному оценивать послание Дмитрия Медведева. Однако в любой демократической стране есть люди, которым запрещено не только критиковать президента, но даже ставить под сомнение его слова и дела. Это чиновники, или, как их называли в России, «государевы люди», главная задача которых – реализация президентской воли. Не согласный с президентом чиновник обязан уйти в отставку. Если такой «государев человек» продолжает работать, особенно на высокой должности, он не только поступает глубоко безответственно и аморально, но совершает, по сути, государственное преступление. Это мы видели в 1990-е гг., когда государственная машина России разваливалась.

Судя по реакции некоторых чиновников на послание, такая опасность не преодолена. Чемпион здесь, безусловно, министр транспорта Игорь Левитин, который всего через один рабочий день после послания собрал пресс-конференцию, где бросил вызов Медведеву. Напомню, об инфраструктуре президент сказал: «Здесь не наведен элементарный порядок, а строительство ведется по завышенным в разы расценкам – в разы, – тратить на эти цели больше я считаю непозволительной роскошью. Поручаю <...> привести технологии и стоимость строительства дорог <...> в соответствие с общепринятыми международными стандартами...» Эти слова стали реакцией на дискуссию о фантастической стоимости строительства дорог в России.

«Дорога дороге рознь, – возразил президенту министр. – Есть дороги, которые мы строим с нуля <...> это одна цена. Есть дороги, которые были построены 50 и более лет назад <...> Скажу – почему дорого. Во-первых, в стоимости дороги у нас в проекте, который выигрывает победитель, на строительство заложены средства на выкуп земли, перенос коммуникаций, на расселение жителей, которые попадают в зону строительства. А это примерно 30% от стоимости одного километра дороги <...> Второе – у нас устаревшие нормативно-правовая база и строительные регламенты <...> технологии, которым 20 и более лет».

Второе объяснение звучит как признание своего провала человеком, работающим шестой год министром в стране, где протяженность дорог практически не растет. Что касается их стоимости, то Левитин вступил в недопустимую полемику с поручением президента, стал объяснять, в чем тот не прав и чего не знает. Если отбросить детали, вроде тех 30%, без которых километр левитинской дороги все равно стоит в два раза дороже километра метрополитена, то министр, по сути, публично обвинил президента в некомпетентности.

Конечно, хотелось бы знать, кто, в каких местах и на каких аукционах продает землю Минтрансу в разы дороже, чем земля в ЕС или США, где средняя плотность населения выше соответственно в 14,1 и 3,7 раза, а коммуникации гораздо плотнее. Кто эти неизвестные нам счастливчики, у которых Минтранс выкупает землю по цене элитного жилья? Сравнивать качество дорог даже не будем, оно значительно увеличивает нагрузку на кладбища. Но есть вопросы для прокуратуры: эксперты считают, что в стоимость левитинских дорог заложено «на распил» от 30% до 40% цены.

«Так работать – никаких денег не хватит!» – сказал на съезде «Единой России» Борис Грызлов о Минтрансе. Левитин не согласен ни с президентом, ни со своей партией, а его отказ от бесплатных дорог показывает, что он не согласен и с Конституцией, гарантирующей всем свободу перемещения. Что еще нужно, чтобы убедиться, что Америка, где решения демократа Обамы поддерживает республиканец Киссинджер, снова легко опережает Россию, в которой «государеву человеку» Левитину, видимо, не нужен успех его президента? Заодно задумайтесь: сколько он еще был бы министром, если бы позволил себе не согласиться с решением Владимира Путина, и поймете, кто главней в России.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать